Видеорегистраторы из Китая можно купить здесь

Предприятие НИИМАШ в создании космического комплекса "Энергия-Буран".

"Буран" - советский многоразовый транспортный космический корабль, созданный в рамках программы "Энергия-Буран". Работа по программе "Энергия-Буран" началась в 1976. 86 министерств и ведомств и 1286 предприятий Советского Союза (всего около 2,5 млн. человек) принимали участие в создании этой системы. Головным разработчиком корабля было специально созданное НПО "Молния".

Свой первый и единственный космический полёт "Буран" совершил 15 ноября 1988 г. Космический корабль был запущен c космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя "Энергия" и после облёта Земли произвёл посадку на специально оборудованном аэродроме "Юбилейный" на Байконуре. Полёт прошёл без экипажа, полностью в автоматическом режиме, в отличие от американской системы "Шаттла", который может совершать посадку только на ручном управлении.

В создании орбитального космического корабля "Буран" принимали участие специалисты из Научно-исследовательского института машиностроения - НИИМАШ.

Семидесятые-восьмидесятые годы были для ниимашевцев пиком энтузиазма и самоотверженности. Велись работы по созданию новых ракетных двигателей и модификации старых. В 1979 году начата разработка ракетного двигателя на экологически чистых компонентах топлива для космического корабля "Буран". Был создан уникальный управляющий клапан, по сей день, не имеющий аналогов в мире по энергопотреблению, весовым и динамическим характеристикам.

19 января 1980 года – это начало большого пути в жизни предприятия НИИМАШ. Вводится в эксплуатацию 201 комплекс и активно разворачивается работа в рамках программы космического комплекса "Энергия-Буран". Этому космическому комплексу было суждено сыграть главную роль в наземной обработке основного ракетного двигателя центрального блока ракетоносителя "Энергия", систем и агрегатов ракеты и старта, в создании эффективной технологии крупномасштабного использования жидкого водорода. Здесь был выполнен основной объем испытаний маршевого ракетного двигателя блока "Ц" космического комплекса "Энергия-Буран". Тут же были отработаны и ряд агрегатов и технологий ракетоносителя "Энергии" и его стартового комплекса. Отработка ракетных двигателей второй ступени ракеты-носителя "Энергия" проходила на стендах 301 предприятия НИИМАШ.

Ракета-носитель тяжелого класса "Энергия" является составной частью космического комплекса "Энергия - Буран". Свое название ракета-носитель получила по предложению генерального конструктора В.П. Глушко в 1987 году, непосредственно перед первым пуском. Тогда же, перед первым пуском, орбитальному кораблю было дано наименование "Буран". Так появилось открытое наименование - орбитальный комплекс "Энергия - Буран". Необходимость создания орбитального комплекса "Энергия - Буран", с одной стороны, преследовала престижные и политические цели, призванные закрепить ведущее положение СССР в освоении космического пространства. С другой стороны, должна была исключить возможную техническую и военную внезапность, связанную с появлением у потенциального противника многоразовой транспортной космической системы "Спейс Шаттл" - принципиально нового технического средства доставки на околоземные орбиты и возвращения на Землю значительных масс полезных грузов.

Пуск ракеты-носителя "Энергия" был осуществлен 15 мая 1987 года и прошел успешно. Здесь также были использованы ракетные двигатели НИИМАШ.

Уже к концу 80-годов испытательные комплексы предприятия НИИМАШ 201 и 301 представляли собой наиболее эффективную базу отрасли, превосходя аналогичные объекты в нашей стране и за рубежом, как в техническом плане, так и по организации процессов подготовки и проведении испытаний.

Впервые в мировой практике для ракетной двигательной установки космического аппарата используется криогенный окислитель - жидкий кислород и горючее - некриогенный синтетический углеводород синтин с повышенной эффективностью. Применение этого экологически чистого топлива повысило удельный импульс ракетных двигателей, но потребовало внедрения элементов криогенной техники, поскольку кислород хранится и заправляется в жидком состоянии (температура кипения - 183 С). Особенностью является и то, что в управляющие ракетные двигатели кислород подается в газообразном состоянии в отличии от двигателей ориентации, работающих на жидком кислороде.

В одном из интервью газете "Салдинский рабочий" начальник сектора конструкторского подразделения Рашит Хурматович Кутуев, вспоминал, что они непосредственно занимались разработкой ракетного двигателя ориентации орбитального корабля "Буран", тягой 20 кг. В течение 9 лет продолжалась их работа. Это были самые маленькие ракетные двигатели, а разработать их надо было 8 штук. Сначала созданием ракетного двигателя занимался головной разработчик ракетно-космический комплекс "Энергия". Они его разработали, дошли до эксперимента, но потом поняли, что это довольно сложная задача, с которой им одним не справиться. И обратились на предприятие НИИМАШ с просьбой разработать двигатель на топливе кислород-керосин.

С конца 1978 года до 1983 года конструкторский отдел НИИМАШ провел цикл отработочных испытаний вплоть до завершающих доводочных испытаний. До 1986 года мы продолжали отработку, потому что задача была трудной. Главным организатором работ был Иванов Сергей Анатольевич, который курировал контакты с головными организациями. В 1987 году состоялся старт всего универсального космического комплекса "Энергия-Буран", в которой вместо штатного "Бурана" стоял его макет. И только через год, в 1988 году, ракетно-космическая система была изготовлена в летном варианте, пригодном в эксплуатации и 15 ноября 1988 года были проведены испытания.

Всего было изготовлено три орбитальных корабля Буран. Но, к сожалению, развал Советского Союза, начало перестройки не дали продолжить работы по этой системе. В 1990 году работы по программе космического комплекса "Энергия-Буран" были приостановлены, а в 1993 году программа была окончательно закрыта.

За участие в теме "Энергия-Буран" ниимашевец Иванов Сергей Анатольевич стал лауреатом Государственной премии.

Статьи о предприятии НИИМашиностроения:

Научно-исследовательский институт машиностроения

 Ракетные двигатели предрпиятия НИИМАШ и орбитальная космическая станция "Салют".

Орбитальная космическая станция "Мир" и предприятие НИИМаш в разработке ракетных двигателей к ней

103 цех НИИМаш

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Подписка на новости сайта

Введите Ваш email:

Система Orphus

Яндекс.Метрика
Салдинский сайт.