Видеорегистраторы из Китая можно купить здесь

Басьяновский торф.

Басьяновский торфомассив, совершенно нетронутый, был выбран как поставщик кускового торфа для газогенераторной станции Уралвагонзавода. Станция за счет сжигания торфа снабжала цеха завода газом. И было это 80 лет назад.

Интересно отметить, что средняя глубина залегания качественного торфа на Басьяновке составляла от 2 до 7,5 метров.

Площадь торфомассива насчитывала 32 тысячи гектаров земли с запасом 135 млн тонн!

Вот в те болотные края и пришли первопроходцы. Это были крестьяне ближних деревень, хорошо знакомых салдинцам: Кокшарово, Малыгино, Медведево, Новожилово. От названий этих населенных пунктов образованы самые распространенные фамилии поселка Басьяновский.

Базой для нового производства стала деревня Кокшарово на левом берегу реки Тагил.

Место выбрали не случайно: рядом пролегала лежневка - дорога, выложенная из бревен, по которой крестьяне доставляли древесный уголь еще на демидовские заводы. Добрую службу сыграла тогда эта единственная транспортная артерия. По ней провозили оборудование и технику вплоть до сдачи в 1938 году почти 30-километрового участка железной дороги Нижняя Салда - Перегрузочная, где находилась топливная база.

На добычу торфа были направлены спецпереселенцы — кулаки с семьями. Перекинули подневольных из Гаринского, Верхотурского, Новолялинского районов, куда их доставили ранее с Украины, Кубани, из Чувашии, Мордовии... Так на болоте возник палаточный городок.

Людей распределяли на лесоповал, рытье котлованов, возведение бараков... Труд торфодобытчиков был нелегок. Казалось бы - бери, вот он, торф, под ногами. Но препятствием служил долгий изнурительный технологический процесс: торфяные кирпичики формировали вручную.

К 1935 году построили жилье на 500 мест, столовую трансформаторную подстанцию.

В годы войны на Басьяновку пришло распоряжение: о пропитании поселенцы обязаны заботиться сами, т.е. должны разрабатывать огород, держать домашний скот и птицу. Благодаря этому повального голода на БТП удалось избежать.

С началом войны нагрузка на БТП существенно выросла, начались перебои с торфом. В помощь прислали военнопленных.

БТП оставалось надежной топливной базой два десятка лет, а в 1965 году на Уралвагонзавод пришел бухарский газ, потом - тюменский, который заменил басьяновский торф. Тогда БТП стало поставлять продукт на качканарскую ТЭЦ.

Но годы перестройки все подкосили: реализация топливного торфа снизилась в 2 раза, а сельскохозяйственного - в десятки.

Постепенно производство приходило в упадок, и в конечном итоге предприятие обанкротилось, хотя запасов торфа там на столетия.

Басьяновцы очень надеются, что их торф потребуется для новой крупной ТЭЦ под Нижней Салдой, о скором строительстве которой уже не первый год мелькают сообщения.

Статья из газеты "Тагильский рабочий" "Топливная база УВЗ - забытый торфяной Клондайк". Автор статьи - Валерий Константинович Марков. Перепечатана в "Салдинском рабочем" №5 от 06 февраля 2014 года

Читайте также: 

Басьяновский Поселок

Творчество Басьяновских рационализаторов

Железнодорожный цех Басьяновского торфопредприятия

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Подписка на новости сайта

Введите Ваш email:

Система Orphus

Салдинский сайт.