Роман О чем молчит каменный пояс

Все для Joomla. Беспланые шаблоны и расширения.

Научно-исследовательский институт машиностроения.

История Нижней Салды неразрывно связана с Научно-исследовательским институтом машиностроения - НИИМАШ. Стечение определенных обстоятельств, приведших к созданию Уникального предприятия по производству ракетных двигателей малой тяги и мощной научно-испытательной базы, сделало институт, а с ним и город Нижняя Салда известными не только в России, но и за рубежом. За годы своего существования НИИМАШ стал одним из основоположников отечественного космического двигателестроения.

История НИИМАШа уходит корнями к середине 50-х годов двадцатого столетия. Начало всему положило Постановление Совета Министров Союза ССР от 25 декабря 1955 года “О строительстве в г. Нижняя Салда Свердловской области авиационного завода “Б-175”. 17 марта 1956 года последовал приказ министра авиационной промышленности П.В. Дементьева “Об организации дирекции строящегося государственного авиационного завода союзного значения”. Вопрос о директоре будущего завода решался на самом высоком уровне. Им должен был стать руководитель с большим опытом практической работы по строительству авиационных заводов с нулевого цикла. Такой незаурядной личностью был Михаил Григорьевич Миронов — кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, награжденный за строительство, демонтаж и восстановление авиационных заводов. Получив в феврале 1956 года назначение, он в марте прибыл в Нижнюю Салду, где и проработал до августа 1966 года. Начав строительство производства в тайге, на камнях и в оврагах, а жилого поселка — на пустыре и болоте, он довел порученное дело до полного завершения.

М.Г. Миронову следовало принять срочные меры к форсированию в 1956 году строительства бетонного завода, вводу в эксплуатацию не менее двух тысяч квадратных метров жилой площади.

Первоначально предполагалось разместить производственную базу на двух площадках. Строительство корпусов завода должно было вестись от железнодорожной станции Моховое в направлении Верхней Салды (площадка “Б”). Для испытательной станции требовались специфические условия. В июне 1956 года ее местоположение определилось в районе деревни Медведево, в 23 километрах от Нижней Салды (площацка “А”).

Осенью 1956 года была проведена подготовка к строительству жилья, намечена трасса будущей автодороги. Управление строящегося завода размещалось на улице Ленина в Нижней Салде, на первом этаже дома № 17. Там оно просуществовало до августа 1959 года.

В 1957 году развернулось строительство жилья. Зимой 1957—1958 годов два квартала восьмиквартирных двухэтажных домов (всего 16) были сданы под заселение. Сами строители жили в палаточном городке, а также в дощатых бараках вплоть до 1959 года, но жилые дома для специалистов строились настолько быстро, что уже в 1961 году образовался значительный резерв жилья.

На том месте, где впоследствии размещались овощной магазин, а затем склад и мастерская ЖКО, возникли столовая и первый магазин, здесь же встали несколько бараков для строителей. На площадку “А” на гусеничных тракторах по старой дороге в деревню Медведево доставлялось необходимое при строительстве оборудование и стройматериалы, а также палатки и дощатые бараки для строителей и охраны. Сооружение автомобильной дороги на промплощадку началось весной 1957 года в двух встречных направлениях: из Нижней Салды и промплощадки “А”.

22 августа 1959 года по ней прошли первые автомобили. Летом 1958 года началось строительство железной дороги до станции Заводская.

Между тем в жизни страны стали происходить большие перемены. Отечественная наука готовилась сделать первый шаг по пути завоевания космоса — к запуску первого искусственного спутника Земли, который и состоялся 4 октября 1957 года. Правительством СССР было принято решение по реконструкции и сооружению отдельных цехов машиностроительных заводов, где строились ракеты, агрегаты, узлы и детали к ним. Необходимость в производственных цехах завода “Б-175” отпала.

1 июня 1957 года шестое Главное управление Министерства авиационной промышленности дало указание временно приостановить строительство завода “Б-175”, прекратить работы на промгоющадке “Б”, но работы в направлении площадки “А” и на самом объекте продолжать.

Приказом Председателя Государственного комитета Союза ССР по авиационной технике П.В. Дементьева от 1 сентября 1958 года, № 356 завод “Б-175” передавался московскому НИИ-1 (позднее — НИИТП, сейчас — НЦ имени М.В. Келдыша) в качестве филиала №2 как опытно-экспериментальная база для наземных огневых испытаний жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Начальником филиала снова назначался М. Г. Миронов.

В связи с вступлением в строй автодороги Нижняя Салда — промплощадка “А” администрация и все необходимые службы переместились на площадку “А”, что дало возможность контролировать строительство, помогать ему и на месте решать неувязки и сложные вопросы. Бетонный завод полностью удовлетворял потребности строителей.

Для монтажа и пуска объектов на площадке “А” со всех концов страны по железной дороге прибывали грузы. Остро встал вопрос об ускоренном завершении строительства железнодорожной ветки с подъездными путями к опытноэкспериментальному комплексу. Летом 1960 года железная дорога протяженностью в 13,2 километра до станции Заводская с четырьмя километрами подъездных путей была сдана в эксплуатацию.

Общий контроль за строительством, монтажом, пусконаладкой объектов на площадке “А” возлагался на главного инженера, первого заместителя начальника филиала Дмитрия Дмитриевича Чвырова, назначенного на эту должность в январе 1960 года.

Руководителем строящейся испытательной станции был назначен энергичный, технически грамотный инженер, способный организатор производства и требовательный администратор A. А. Темпалов. Строительство велось во всем объеме одновременно — корпус испытательных стендов, хранилища горючего и окислителя, компрессорная, гидролаборатория, подъездные дороги. Поставщики не успевали обеспечивать строителей оборудованием. Главному механику Б. Н. Трубину пришлось обратиться к замминистра авиационной промышленности С. М. Лещенко, разрешившему ему посещать заводы-поставщики, и оборудование стало поступать.

На проведение в 1961 году пусконаладочных работ головной институт направил в филиал НИИ-1 высококлассных специалистов Ю. А. Журавлева, Л. А. Романова, Ю. А. Рождественского, B. Д. Спирина, И. Басова, Б. Ф. Казачка. Н. А. Галакова, Н. А. Хайдукова.

За время сооружения испытательной станции сформировался ее коллектив. По направлению филиала НИИ-1 из выпускников школ Нижней и Верхней Садды в Саратовском и Новосибирском техникумах готовились специалисты.

Наступил завершающий год строительства — 1962-й. К этому времени уже имелся значительный коллектив рабочих, служащих, ИТР, охватывающий все объекты эксплуатации и технологии производства. Были созданы основные отделы.

В феврале 1962 года начались работы по наладке и опробованию систем и оборудования, изучению производственных процессов. Программа первого испытания разрабатывалась в научном отделе-100 (начальник отдела Е. Г. Ларин). Все было подчинено пуску первой очереди испытательной станции, назначенному на начало июня.

Испытание на прочность многолетней подготовительной работы большого коллектива прошло благополучно: 17—18 июня 1962 года была запущена в Е. Г. Ларин эксплуатацию испытательная станция жидкостных ракетных двигателей (ИС-101).

Интенсивные испытания ЖРД на ИС-101 требовали большого количества азота. Его транспортировка из Оренбурга, Уфы, Ангарска была сопряжена с большими трудностями и неудобствами. Кроме того, развитие криогеники выдвинуло задачу производства водорода и кислорода.

Согласно постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР от 18 декабря 1963 года №1237-459 на предприятии началось сооружение кислородно-водородного завода. Деньги выделялись из резерва Совета Министров. В 1964 году сдан под монтаж корпус-109 и все обслуживающие его объекты. В ходе строительства надобность в водороде отпала, и через два года в строй вступил кислородно-азотный завод. Со временем оборудование корпуса-109 устарело, и в 1988 году был построен новый кислородно-азотный завод.

В мае 1964 года создана центральная лаборатория измерений и автоматики во главе с Н. А. Галаковым, в июне 1964 года организована центральная измерительная лаборатория (ЦИЛ). Исполнение обязанностей начальника ЦИЛ было возложено на З. Л.  Крюкову.

В конце 1964 года от Государственного комитета по авиационной технике поступил срочный заказ на испытание большой партии двигателей. Это поставило филиал НИИ-1 в очень трудное положение. При первых испытаниях, когда изделия поступали не так часто, приходилось мириться с большими потерями информативности. Главным в то время было запустить двигатель. Заказчик ужесточил требования к качеству испытаний, стал добиваться выдачи полной информации после каждого пуска, подтверждения точности измерений.

Весной 1966 года программа доводки двигателей была полностью выполнена. Двигатель был принят к серийному производству. Так успешно закончился один из важных этапов производ-ственной деятельности института.

Период с 1962 по 1966 год характеризовался большими успехами в социальном развитии жилгородка. По-прежнему высокими темпами шло строительство жилья. Первого сентября 1962 года распахнула свои двери начальная школа. В 1963 году открылся клуб “Молодежный” и промтоварный магазин. Но, пожалуй, самым большим событием стало открытие в 1962 году автобусного движения между Нижней и Верхней Салдой.

В 1966 году произошла смена руководства института. Директором назначили В. И. Чепака. Период его работы связан с началом и развитием нового направления деятельности филиала — ракетными двигателями малой тяги (РДМТ) для ориентации и стабилизации космических летательных аппаратов.

Коллектив конструкторского подразделения всегда шел в ногу с развитием института и успешно справлялся с задачами, сохраняя и приумножая опыт предыдущих лет. Начальник КБ А.К. Быков прекрасно понимал, где проходит передний край науки, в каком направлении пойдет развитие техники. Главная мечта жизни — создать летательный аппарат — не покидала его. Пока подразделение решало задачи по доводке и испытаниям двигателей главного конструктора С.П. Изотова, он находил время и возможности организовать группу конструкторов, которая на общественных началах, работая два раза в неделю до 20 часов, разрабатывала эскизный проект на кислородно-вдородный ракетный двигатель тягой 102 тонны и завод по его изготовлению. В 1966 году эскизный проект на двигатель и смета направлены в ЦК КПСС.

В течение 1967 года проводился анализ отечественных и зарубежных разработок и был сделан выбор основных параметров РДМТ, выполнены расчеты, был выпущен эскизный проект, начато изготовление двух камер сгорания и подготовка к огневым испытаниям на смежных предприятиях. В 1969 году филиал получил официальное задание на опытно-конструкторскую разработку РДМТ для первой в мире орбитальной станции “Салют”. При этом обязанности главного конструктора были возложены на В. И. Чепака, а и. о. главного конструктора был назначен Е. Г. Ларин. Был задействован весь научно-технический и производственный потенциал предприятия. Работа контролировалась непосредственно замминистра Г. М. Табаковым.

Виктору Ивановичу Чепаку, благодаря высоким человеческим качествам, таланту воспитателя и мудрости руководителя, удалось создать сплоченный коллектив единомышленников. Весь 1970 год ушел на отработку двигателя, работа двигалась очень напряженно, люди сутками не уходили со своих рабочих мест. 19 апреля 1971 года первая в мире долговременная орбитальная станция “Салют” была выведена на орбиту.

По результатам работы коллегия министерства назначила главным конструктором Е.Г. Ларина, заместителя начальника филиала по научной работе.

Под руководством В. И. Чепака были построены школа-десятилетка, спорткомплекс со спортзалом, футбольным полем, хоккейным кортом, плавательным бассейном, открыты детский сад и магазины во вновь построенных домах.

Новый начальник предприятия Лапшин Анатолий Михайлович, сменивший в 1974 году В. И. Чепака, поддержал выбранное направление: при нем в 1981 году филиал НИИ-1 получил статус самостоятельного института НИИ машиностроения.

К настоящему времени в институте разработано около 30 наименований РДМТ. Свыше 10 тысяч экземпляров РДМТ разработки и изготовления НИИМАШа обеспечили работу на орбите около 800 космических аппаратов, в числе которых все пилоти-руемые объекты Советского Союза и России — “Салют”, “Мир”, “Союз-Т”, “Союз-ТМ”, средство передвижения космонавта в открытом космосе, модули дооснащения долговременных орби-тальных станций “Квант”, “Кристалл”, “Спектр”, “Природа”, орбитальный корабль “Буран”, грузовой корабль “Прогресс”, семь типов космических аппаратов разведки природных ресурсов, экологического мониторинга и т. д.

Модифицированные РДМТ повышенной экономичности установлены на служебном модуле международной космической станции, на транспортных кораблях “Союз-ТМ” и “Прогресс”, предназначенных для доставки к станции и спуска на Землю экипажей и грузов.

С ростом производственной базы института улучшалась социально-бытовая сфера сотрудников НИИМАШа и их семей. Высокими темпами шло строительство жилья, дорог, благоустройство жилгородка. Построены комбинат бытового обслуживания и кафе, сдан в эксплуатацию больничный городок, а в 1988—1989 годах введен в строй дополнительный стационар. Сотрудников института и население городка обслуживали пять столовых, дети получили в подарок кафе “Вишенка”.

Произведена газификация городка, асфальтирована дорога по улице Фрунзе. Со сдачей детских комбинатов “Сказка” и “Калинка” решена проблема устройства детей в дошкольные учреждения, что позволило на базе одного из детских садов организовать школу искусств.

Расширена база торговой конторы, к услугам населения было предоставлено 5 современных магазинов, через торговую сеть шла реализация продукции тепличного и подсобного хозяйства.

В 1981 году сдан в эксплуатацию лечебно-оздоровительный профилакторий “Турмалин” на 58 мест, где в летний период работал детский лагерь “Орленок”, практиковалась и такая форма заезда, как “мать и дитя”. С 1982 года начала работу лучшая в районе гостиница “Салда” на 310 мест. В 1990 году в жилгородке построен телевизионный ретранслятор. Все эти достижения — безусловная заслуга А.М. Лапшина, работавшего на посту руководителя предприятия с 1974 по 1988 год.

В 1988 году директором НИИМАШа избран Б.А. Некрасов. Приход нового руководителя совпал с началом перестройки, существенно осложнившей положение космической отрасли. Тем не менее новому руководству, поставившему перед коллективом задачу конверсионного использования имеющегося научно-технического потенциала, удалось расширить объем научно-исследовательских работ по РДМТ.

В настоящее время ведутся работы по обобщению накопленного научно-технического опыта, создаются общетеоретические подходы к конструированию перспективных двигательных установок, их узлов и агрегатов.

Были созданы опытные образцы двигателей нового поколения, имеющие высокое энергомассовое совершенство и в десятки раз улучшенные динамические характеристики.

С использованием нового поколения РДМТ и легких баков из композиционных материалов разработаны малогабаритные высокоэффективные двигательные установки (ДУ) перспективных космических аппаратов малого класса.

Большим достижением руководства института в этот сложный период следует считать сохранение работоспособного коллектива и формирование перспективного портфеля заказов.

Продолжается совершенствование и изготовление РДМТ транспортных и грузовых кораблей “Союз-ТМ” и “Прогресс” для обеспечения программ полета станций “Мир”, международной космической станции и других заказов космической отрасли.

Такой широкий спектр научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ обеспечивается усилиями коллектива института и его сегодняшнего руководителя Б.А. Некрасова.

Уникальный испытательный криогенный комплекс НИИМАШа обеспечил выполнение основного объема стендовых испытаний маршевого двигателя транспортной системы “Энергия-Буран”, отработку ряда агрегатов и технологий ракеты-носителя “Энергия” и стартового комплекса.

Достаточно высок научный потенциал института: в его составе один член-корреспондент РАН, три доктора и пять кандидатов технических наук, один действительный и три члена-корреспондента Академии космонавтики им. К. Э. Циолковского.

Заслуги коллектива НИИМАШа по достоинству оценены правительством страны и руководством отрасли: четыре сотрудника института получили в его стенах звания лауреатов Государственной премии, один — премии Правительства РФ, пять — звание заслуженного машиностроителя РФ, один — заслуженного конструктора РФ, более 120 сотрудников награждены орденами и медалями СССР и РФ.

Источник:

Книга "Нижняя Салда"  Автор-составитель И.Н.Танкиевская

© Издательство Уральского университета, 2000г.

 

Ещё статья: Научно-исследовательский институт машиностроения.

Добавить комментарий

Комментарии публикуются после проверки модератором сайта!
Реклама и прочий флуд не по теме не публикуется.


Защитный код
Обновить

Подписка на новости сайта

Введите Ваш email:

Система Orphus

Яндекс.Метрика

 

Салдинский сайт.