История о том, как строился храм Николая Чудотворца, какое место занимал он в жизни Нижней Салды, как в последующие годы был разрушен и как идет возрождение храма в серии материалов из публикаций в газете "Городской вестник".
Здание храма Николая Чудотворца в Нижней Салде светло и величаво возвышается над забором, опоясывающим территорию нижнесалдинского завода - одного из старейших на Урале металлургических предприятий. Несколько лет назад сооружение имело вид серых унылых развалин. Десятилетия спустя изменилось многое. Через боль осознания многолетних ошибок пробились ростки искренней Веры. Ветхий облик сооружения преображается. Сегодня здание снова наполняется светом. К нему, благодаря любви, вере и преданности горожан, возвращается былое величие.
"Ваше Превосходительство, Милостивейший Государь, честь имею донести Вашему Превосходительству, что..." - так начинались письма крепостного архитектора Александра Петровича Чеботарёва к своему могущественному властелину Николаю Никитичу Демидову, с 1824 года жившему в далёкой от Урала Флоренции. Поражает, каким изысканным слогом изъяснялся крепостной архитектор на Руси!
В письмах говорилось о многом. В том числе шла в них речь и о строительстве церкви на нижнесалдинском заводе. Архитектор сопровождал послания чертежами и рисунками в "малом виде" и цвете на тонкой бумаге. Эти рисунки Демидову нравились. Об изображениях он писал: "Сделаны хорошо, за сие приказываю выдать тебе в награду сто рублей ассигнациями".
Денежные награды Чеботарёву выдавались много раз. Хозяин был доволен его работой. Так, выполняя волю своего благодетеля Николая Демидова, крепостной архитектор творил для нашего города. Кто же он, этот зодчий из далёкого прошлого, чьё детище на нашей земле называют "маленькой частью Петербурга в Салде"?
Родился Александр Петрович Чеботарёв в 1790-х годах в Петербурге. Его путь от крепостного "мальчика" до известного архитектора был долгим и трудным. Школа Выйского завода - первая ступень обучения, показавшая его способности.
В то время Николай Демидов отбирал самых одарённых "из мальчиков" для обучения наукам, искусствам и ремёслам. Он отправлял их в разные города России или за границу. Так будущий создатель нижнесалдинской Никольской церкви попал в Императорскую Академию Художеств.
Чеботарёв учился на "отлично". В Петербурге он ощущал могучий рост российской столицы, наблюдал творения великих мастеров, прекрасные образцы архитектуры классицизма.
Александру Петровичу довелось наблюдать, как возвысился над Санкт-Петербургом шпиль Адмиралтейства, видеть, как рождается Таврический дворец и архитектурные комплексы Дворцовой и Сенатской площадей. Великолепие этих архитектурных ансамблей и сегодня восхищает гостей северной столицы.
Много уроков Чеботарёв получил у величайшего из мастеров - Огюста Монферрана, который подарил России великолепие Александрийской колонны и Исаакиевский собор. Студент Чеботарёв за два года достиг зрелости "четвёртого возраста". Но дальше в Академии Художеств ему учиться не пришлось. В уведомлении, присланном из Академии, говорилось, что крепостные воспитанники в ней учиться не могут. Речь шла о сроках и сумме оплаты за обучение. Если бы Николай Демидов был тогда в России, его подопечный продолжил бы постигать азы науки и искусства. Но судьба распорядилась иначе. Шёл 1817 год... Демидов в то время был за границей. Он потребовал прислать к нему крепостного дворового человека Александра Чеботарёва "для обучения художествам". Зодчий в свите сопровождал господина в поездках, выполнял поручения и обогащался опытом европейских достижений. Путешествия питали творческую силу зодчего.
Архитектор и заводовладелец общались всё больше. И всё дальше откладывался перевод архитектора в разряд вольных. Чеботарёв стал частью жизни своего хозяина. Архитектурный альянс этих двух людей был органичным. Хозяин и крепостной хорошо понимали друг друга. Для России в то время это было уникальным явлением.
В 1820-1830-х годах архитектор работал на Урале. Обученный современниками, вдохновлённый их работами, Чеботарёв создавал свой маленький по размерам и великий по мастерству шедевр зодчества в Нижней Салде. Никольская церковь была построена в 1829 году. Александр Чеботарёв был большим мастером и сам руководил сооружением здания. К церкви с западной стороны примыкала двухъярусная колокольня, завершённая высоким шпилем. Как она выглядела тогда, мы сегодня можем видеть лишь на изображении. Композиция самой церкви, словно Исаакий в миниатюре, - купол, ротонда, колоннады, портики... Убранство интерьера отличает замечательная лепнина купола. Никольская церковь была спроектирована и выполнена как прекрасный образец русского классицизма.
Со смертью Николая Никитича положение Чеботарёва резко изменилось. Оставшись без своего главного вдохновителя и покровителя, крепостной архитектор потерял надежду на скорую отпускную и в должности слуги испытал всю горечь унижений. Угнетало и бесправное положение в связи с неоконченным архитектурным образованием. Старший сын Николая Демидова Павел был безучастен к судьбе крепостного зодчего.
После получения "вольной" Чеботарёв трудился над созданием Окружной конторы при нижнетагильских заводах. Александру Петровичу было немногим более 40 лет, когда в 1839 году он уехал из "Нижнетагильска" в Петербург. Именно там в 1841 году он получил решением Совета Академии Художеств аттестат художника и вместе с этим ушёл в неизвестность.
Бывший крепостной, даже обретя долгожданную свободу, оказался неспособным самостоятельно определиться в творчестве - типичная трагедия для крепостных специалистов России. Личная же трагедия Александра Чеботарёва состояла в его почти сыновней привязанности и преданности высококультурному и образованному человеку, который умел баловать и пенять, требовать и защищать.
...Время не стирает великие имена и не уничтожает лучшие творения. Именно поэтому сегодня Никольская церковь, спустя сотни лет, торжественно белеет на возвышении...
Александр Петрович Чеботарёв, создавая Никольскую церковь в Нижнесалдинском заводе, и не предполагал, сколько трагических и великих событий переживёт его детище. Службы и крестные ходы, революция и закрытие храма, производственные будни СМЗ и время возрождения.
Нижняя Салда "Городской вестник" № 46 (734), 30 октября 2014 года. Фото из газеты.
Елена Иванова
Комментарии
Хотела бы уточнить даты, связанные с храмом свт. Николая.
Мне из РГИА пришло сообщение, но оно не укладывается в рамки комментария и его невозможно послать, чтобы я могла задать свой вопрос. Можно ли сделать это по электронной почте?
Вера Александровна, зав. архивным отделом Скорбященского женского монастыря (г. Нижний Тагил)
RSS лента комментариев этой записи