Наверное, большинство салдинцев слышали про Бабиновский тракт, он же - Бабиновская дорога из Соликамска до Верхотурья (затем и до Тюмени и Тобольска). Эта дорога разведана и выстроена Артемием Сафроновичем Бабиновым уроженецем села Верх-Усолка, что недалеко от Соликамска. Дорога открыта в 1597 году и почти 200 лет служила основным почтовым трактом из Европейской России через Урал в Сибирь. Хотя наш Салдинский район и находится в стороне от Бабиновской дороги, но когда-то входил в состав Верхотурского уезда и имел свою дорогу до Верхотурья. Кстати первый на Урале город Верхотурье обязан своим возникновением в 1598 году именно Бабиновской дороге.
В XVI веке Россия за счет присоединения Сибири Ермаком Тимофеевичем значительно увеличилась в размере. Кроме троп военных потребовались торговые пути. И вот, Артемий Бабинов решил укоротить путь с Урала до Сибири, а по существу - из Европы в Азию.
Есть легенда, что Артемий Бабинов как-то набрел на аборигенов этих мест – манси, справлявших свои языческие обряды с жертвоприношением возле Чаньвинской пещеры, что находится на реке Чаньве. Затем тайком последовал за ними по потаенной тропе, которая вела через глухие леса к верховьям реки Туры. По второй версии он шел открыто вместе с манси, и они даже показывали ему более благоприятный путь. Так или иначе, но ясно, что была мансийская тропа и Артемий Бабинов воспользовался именно этой тропой.
В 1595 году царь Федор Иоаннович издал указ по которому предписывалось всем желающим прокладывать дорогу в Сибирь. По этому указу Артемий Бабинов получил казенные деньги и мансийскую тропу расширил до величины дороги.
В подчинение Артемию Бабинову выделялось 40 крестьян и два целовальника, в обязанность которых входили расчистка и обустройство дороги, строительство мостов через имевшиеся на пути реки.
В 1595 году началось строительство. Официально Бабиновский тракт начинался от Соборной колокольни города Соликамск, где тогда находилась городская управа. В 1597 году Бабиновская дорога была готова до мансийского селения Нером-Кар, расположенного в верховье реки Туры, где годом позже началось строительство города Верхотурье.
Это редчайший в истории России случай, когда всего за пару лет 40 человек построили целую дорогу, соорудив 9 мостов через реки и проложив несколько десятков гатей и настилов. Общая протяженность дороги составляла около 270 верст (300 км), но это было гораздо короче любого другого пути в Сибирь.
Для охраны дороги выстроены: Растеский караул, Павдинский, Лялинский, Кошайский караулы и таможня в крепости Верхотурье.
В 1598 году Бабиновская дорога приобрела статус правительственного тракта как "Новая Сибирская-Верхотурская дорога". В следующие годы дорога была продолжена до Тюмени и Тобольска.
Изначально Бабиновская дорога из Соликамска была только до Верхотурья, использовалась зимой после промерзания болот и рек. Чуть позже ее более благоустроили.
Дальше Верхотурья на восток дорога заканчивалась. Торговые люди прибывали в Верхотурье по весне, ожидали ледохода, строили барки и спускались по реке Туре до Тюмени и Тобольска. Из Сибири возвращались глубокой осенью тоже по Туре. В Верхотурье с барок перегружали товар в амбары, дожидались санного пути и на санях везли сибирские богатства по всей России.
Естественно, такой режим торговли не устраивал купцов и в начале 1600 годов Артемий Бабинов берется за продление своей дороги до Тюмени по суше. В 1620-е годы дорога проложена от Верхотурья через р.Тагил к нынешнему Махнёво. Дальше вдоль Тагила и Туры на Туринскую слободу и далее до Тюмени.
Бабиновская дорога не была первой и единственной из ценральной России в Сибирь, но она исполнила важную историческую роль в судьбе России. По ней доставлялись царские указы, казна, проезжали почтовые кареты, разного рода делегации и экспедиции, по ней же гнали и каторжан. Собственно по ней происходило освоение Сибири и Дальнего Востока и отчасти "Русской Америки" – Аляски. Предоставленное ей властью право быть монополистом на торговом пути между западной Россией и Сибирью Бабиновская дорога, выражаясь современным языком, стала примером рационального использования функции управления людскими и товарными потоками на протяжении более 170 лет.
В 1735 году по распоряжению управляющего Уральскими заводами В.Н.Татищева началось строительство тракта Екатеринбург - Тюмень — уральского участка Сибирско-Московского тракта. Бабиновская дорога стала утрачивать свою значимость. В 1763 году закрылась Верхотурская таможня, Бабиновский тракт был официально упразднён.
В последующем участки Бабиновской дороги частично использовались как дороги местного значения. Частично она сохранилась и сейчас. Часто - это проселочная дорога, или небольшая тропинка среди леса. Некоторые отрезки полностью заросли лесом и отсутствуют в принципе.
Участок Бабиновского тракта Ирбит - Тюмень и сейчас называется Ирбитским трактом, а на участке Тюмень - Тобольск проложена современная автострада.
За открытие и устройство прямой дороги в Сибирь царь Федор Иоаннович пожаловал Артемия Бабинова земельными угодьями по верхнему течению р. Яйвы и освободил от уплаты податей. До конца жизни Бабинов находился на государственной службе, следил за содержанием дороги. Царские грамоты называли его "вождем сибирской дороги". Похоронен на старом кладбище в селе Верх-Яйва.
http://wikimapia.org/16448053/ru/Бывший-Бабиновский-тракт
http://www.urbibl.ru/Stat/Dostoprimechatelnosti/pervaya_suhopu
http://northural.ru/article/babinovskaya_doroga
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бабиновская_дорога
http://gosudarevadoroga.ru
https://uraloved.ru
Сообщения с рекламой и прочий флуд не по теме попадают в спам.
Для исключения случайного попадания Вашего комментария в спам, рекомендуется подписываться человеческими именами с реальным адресом электронной почты.