Для предприятия НИИМАШ 1968-1969 годы стали генеральной репетицией к основным работам, которые начались в следующем, 1970 году. Усилия всех изобретателей и конструкторов предприятия НИИМАШ были вознаграждены. В 1969 году НИИАШ получил официальное задание на опытно-конструкторскую разработку ракетных двигателей малой тяги для первой орбитальной станции "Салют". В этом был задействован весь научно-технический и производственный потенциал НИИМАШ.
Эти работы были настолько уникальны, что до настоящего времени являются примером исключительно тонкого эксперимента с применением передовых достижений и нестандартных подходов в области измерений и техники эксперимента.
Таким образом, предприятие НИИМАШ созданное как стендовая база для отработки ракетных двигателей средней тяги, в конце 60-х годов перешел на разработку и производство жидкостных ракетных двигателей малой тяги (ЖРД МТ).
Сначала руководство хотело привлечь уральских специалистов лишь к части доведения до требования технического задания характеристик уже известных ракетных двигателей, разработанных ленинградскими специалистами, но к этому времени на НИИМАШ уже был изготовлен и испытан свой опытный образец ракетного двигателя нового поколения, который по своим рабочим характеристикам превзошел все изделия ведущих отечественных КБ этого направления.
В интервью "Областной газете" главный конструктор НИИМАШ Евгений Григорьевич Ларин вспоминает: "…Двигатель требовался тягой 10 кг, реально же получился 13,5 и с предполагаемыми задачами справлялся играючи. В 1971 году вышла долговременная орбитальная станция "Салют", на которой ориентацию, стабилизацию на орбите, коррекцию обеспечивали первые салдинские ракетные двигатели малой тяги…".
Организация изготовления ракетных двигателей в необходимых количествах в условиях экспериментального производства, а также испытаний требовали мобилизации и титанического труда всего коллектива НИИМАШ. Кроме того, учитывая сжатые сроки по созданию первой в мире орбитальной станции, работы по отработке ракетных двигателей и сборка орбитальной станции велиь одновременно.
Ракетный двигатель малой тяги, созданный коллективом предприятия НИИМАШ, оказался лучшим среди конкурирующих фирм страны. Он имел ряд принципиально новых технических решений, определивших направления дальнейшего развития отечественных жидкостно реактивных двигателей. Его рабочая характеристика по тому времени считалась уникальной. У него была в 2,5 раза меньше масса, в 2 раза меньше токопотребляемость, а ресурс работы в 10 раз больше, чем у аналогичных ракетных двигателей других КБ. Созданный под руководством и при личном участии Александра Быкова ракетный двигатель был уникальным и не имел аналогов в нашей стране, а по некоторым показателям и в мире.
Первая научная долговременная орбитальная станция "Салют" массой 18,9 т находилась на орбите спутника Земли с 19 апреля по 11 октября 1971 г. Высота орбиты станции в апогее в основном находилась в пределах 250 – 280 км, наклонение орбиты 51,6 градусов, период обращения 88 – 90 минут.
На первой долговременной орбитальной станции "Салют" было установлено 32 двигателя, созданных в стенах НИИМАШ, которые стабилизировали и корректировали ее полет.
Немаловажную роль в продвижении салдинского ракетного двигателя сыграл начальник отдела ведущих конструкторов предприятия НИИМАШ Станислав Евгеньевич Архипов, который согласовывал технические задания, экспериментальные работы и взаимодействия с головной организацией (ныне РКК "Энергия"), головным заводом (ныне ЗИХ центра имени М.В.Хруничева) и другими институтами отрасли. В критических ситуациях он быстро находил и защищал перед оппонентами оптимальные решении, которые были наглядными и логически убедительными не только для элиты научно-технического персонала ракетно-космической отрасли, но и для административных и управленческих работников руководства отрасли. Благодаря работе группы представителей НИИМАШ, возглавляемой С.Е. Архиповым, все проблемы, связанные с внедрением и монтажом салдинских ракетных двигателей на орбитальную станцию, их подготовкой к полету, были решены, и салдинские ракетны двигатели обеспечили управление орбитальной станции "Салют" без замечаний в течение всего периода полета станции.
Всего в космосе побывало 7 орбитальных космических станций, типа "Салют". Каждый последующий тип был более модифицирован, обладал улучшенными технологическими характеристиками, оснащен новыми уникальными двигательными установками тоже прошедшими через талантливые руки работников НИИМАШ.
В 1991 году, когда в последний путь провожали "Салют-7", торможение и направление траектории падения орбитальной станции осуществлялись при помощи ракетных двигателей малой тяги производства салдинского предприятия НИИМАШ. После того, как орбитальная станция выработала положенную программу, ее вывели на высокую орбиту. Теоретически она должна была долго летать и никого не беспокоить. Но из-за повышенной солнечной активности "Салют-7" начал тормозиться в непредусмотренные сроки. Это могло привести к трагедии. Орбитальная станция падала и куда бы она упала рассчитать было крайне сложно, а предотвратить падение еще сложнее. Специалисты РКК Энергия пришли к выводу, что, кроме ракетных двигателей малой тяги, тормозной импульс больше дать нечем. После расчетов, сомнений и раздумий специалисты НИИМАШ пришли к заключению, что двигатели смогут затормозить станцию в нужный момент и "уронить" в безлюдный район земного шара. Так и произошло. Последняя орбитальная станция из серии "Салют" упала в безлюдном горном месте. В "последний путь" ее отправили ракетные двигатели НИИМАШ, сохранившие быть может, тысячи жизней.
Разработка и использование орбитальных комплексов серии "Салют" - начало полноценного исследования космического пространства, нашей планеты и нас самих. Благодаря экспериментам, поставленным на этих орбитальных станциях, было получено большое количество научного материала, который в дальнейшем был использован для развития различных отраслей промышленности, медицины, сельского хозяйства и т.д. Был также получен огромный опыт по использованию орбитальных пилотируемых комплексов, что в свою очередь привело к созданию и успешному использованию орбитальной станции нового поколения - "Мир".
Статьи о предприятии НИИМашиностроения:
Научно-исследовательский институт машиностроения
Предприятие НИИМаш в озданиии космического комплекса Энергия-Буран
Орбитальная космическая станция "Мир" и предприятие НИИМаш в разработке ракетных двигателей к ней
Комментарии
Станислав Архипов.
RSS лента комментариев этой записи