Басьяновский торфомассив, совершенно нетронутый, был выбран как поставщик кускового торфа для газогенераторной станции Уралвагонзавода. Станция за счет сжигания торфа снабжала цеха завода газом. И было это 80 лет назад.
Интересно отметить, что средняя глубина залегания качественного торфа на Басьяновке составляла от 2 до 7,5 метров.
Площадь торфомассива насчитывала 32 тысячи гектаров земли с запасом 135 млн тонн!
Вот в те болотные края и пришли первопроходцы. Это были крестьяне ближних деревень, хорошо знакомых салдинцам: Кокшарово, Малыгино, Медведево, Новожилово. От названий этих населенных пунктов образованы самые распространенные фамилии поселка Басьяновский.
Базой для нового производства стала деревня Кокшарово на левом берегу реки Тагил.
Место выбрали не случайно: рядом пролегала лежневка - дорога, выложенная из бревен, по которой крестьяне доставляли древесный уголь еще на демидовские заводы. Добрую службу сыграла тогда эта единственная транспортная артерия. По ней провозили оборудование и технику вплоть до сдачи в 1938 году почти 30-километрового участка железной дороги Нижняя Салда - Перегрузочная, где находилась топливная база.
На добычу торфа были направлены спецпереселенцы — кулаки с семьями. Перекинули подневольных из Гаринского, Верхотурского, Новолялинского районов, куда их доставили ранее с Украины, Кубани, из Чувашии, Мордовии... Так на болоте возник палаточный городок.
Людей распределяли на лесоповал, рытье котлованов, возведение бараков... Труд торфодобытчиков был нелегок. Казалось бы - бери, вот он, торф, под ногами. Но препятствием служил долгий изнурительный технологический процесс: торфяные кирпичики формировали вручную.
К 1935 году построили жилье на 500 мест, столовую трансформаторную подстанцию.
В годы войны на Басьяновку пришло распоряжение: о пропитании поселенцы обязаны заботиться сами, т.е. должны разрабатывать огород, держать домашний скот и птицу. Благодаря этому повального голода на БТП удалось избежать.
С началом войны нагрузка на БТП существенно выросла, начались перебои с торфом. В помощь прислали военнопленных.
БТП оставалось надежной топливной базой два десятка лет, а в 1965 году на Уралвагонзавод пришел бухарский газ, потом - тюменский, который заменил басьяновский торф. Тогда БТП стало поставлять продукт на качканарскую ТЭЦ.
Но годы перестройки все подкосили: реализация топливного торфа снизилась в 2 раза, а сельскохозяйственного - в десятки.
Постепенно производство приходило в упадок, и в конечном итоге предприятие обанкротилось, хотя запасов торфа там на столетия.
Басьяновцы очень надеются, что их торф потребуется для новой крупной ТЭЦ под Нижней Салдой, о скором строительстве которой уже не первый год мелькают сообщения.
Статья из газеты "Тагильский рабочий" "Топливная база УВЗ - забытый торфяной Клондайк". Автор статьи - Валерий Константинович Марков. Перепечатана в "Салдинском рабочем" №5 от 06 февраля 2014 года
Читайте также:
Творчество Басьяновских рационализаторов
Железнодорожный цех Басьяновского торфопредприятия
Сообщения с рекламой и прочий флуд не по теме попадают в спам.
Для исключения случайного попадания Вашего комментария в спам, рекомендуется подписываться человеческими именами с реальным адресом электронной почты.