Поселок Басьяновский расположен в 32 км на северо-северо-восток от районного центра города Верхняя Салда (растояние по автодороге - 45 км), в левобережье реки Тагил, в 2 км на юго-восток от озера Басьяновское.
Возможное происхождение названия поселка "Басьяновский" связано с обско-угорским происхождении фамилии Басьянов или именем Басьян. А согласно легенды - по имени бывшего сотника ясачных вогулов, живших на реке Салда в 17 веке, вогульского богатыря Босьянко.
Строительства Басьяновского торфопредприятия осуществлялось спецпереселенцами. В основном это были кулаки с семьями из Верхотурского, Гаринского, Новолялинского районов, куда их ранее переселяли с Украины, Кубани, из Чувашии, Мордовии. Имеются представители и других национальностей, в частности, башкиры и татары.
В настоящий момент численность постоянного населения составляет около 1500 человек, больше трети из них - пенсионеры. Большой проблемой для посёлка Басьяновский является безработица, ввиду чего имеется значительный отток молодого населения.
На прилежащих к Басьяновскому посёлку территориях люди жили с давних времен. Подтверждением этому являются археологические находки предметов быта, оружие, украшения, датирующиеся периодами от палеолита, до времён походов Ермака.
Современная история посёлка Басьяновский, начинается в 1930-х годах, когда в Нижнем Тагиле началось строительство "Уралвагонзавода" которому требовалось технологическое топливо. Торф на тот момент являлся самым доступным и дешевым сырьем. Началась разработка площадки для Басьяновского торфопредприятия, парралельно с этим велось строительство и самого посёлка Басьяновский.
Основное строительство было осуществлено к 1935 году. К этому времени были построены трансформаторная подстанция, столовая и жилье на 500 мест.
В 1938 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР Басьяновскому был присвоен статус рабочего посёлка.
1960-70 годы являются пиком расцвета поселка Басьяновский. В это время на Басьяновском торфопредприятие стал применяться новый вид добычи торфа — фрезерный. Топливный торф отправлялся на Качканарскую ТЭЦ, сельскохозяйственный торф вывозился на поля совхоза. В посёлке работали: два детских сада, ясли, средняя и вечерняя школы, филиал ГПТУ-71 г. Свердловска, дом культуры с кинозалом на 500 мест, поликлиника. Басьяновская больница имела стационарне отделение на 50 коек, детское и родильное отделения. Имелись большой двухэтажный магазин продовольственных и промышленных товаров, хозяйственный магазин,дом быта, столовая, общежитие, санаторий-профилакторий. Численность жителей посёлка достигала 4 тысяч человек.
Но добыча торфа была изначально планово-убыточной и всегда дотировалась государством, поэтому при переходе к рыночной экономике в 90-х годах государство перестало дотировать добычу торфа. Основные потребители топливного торфа перешли на более дешёвый вид топлива — газ. Произошло резкое снижение спроса на торф, и как следствие. Градообразующее Басьяновское торфопредприятие в 2002 году было признано банкротом и во время процедуры конкурсного управления имущественный комплекс Басьяновского торфопредприятия был продан. В настоящее время добывается топливный торф для котельной посёлка и сельскохозяйственный торф для продажи населению в качестве удобрения.
2 июля 2004 года Законодательным Собранием Свердловской области рабочий поселок Басьяновский отнесен к категории сельских населенных пунктов к виду поселок.
В связи с болотистой местностью перевозка добываемого торфа была крайне затрудительной, поэтому для этих целей решено было использовать узкоколейную железную дорогу.
Первые участки узкоколейной железной дороги были построены в 1930-е годы. Железная дорога узкой колеи строилась для доставки торфа с мест разработок. Для вывоза торфа была построена железнодорожная линия широкой колеи от станции Моховой. В связи с перегрузкой торфа с узкой колеи на широкую станция являвшаяся конечным пунктом железнодорожной линии широкой колеи в окрестностях посёлка Басьяновский так и была названа - Перегрузочная.
Позднее была построена значительная по протяжённости линия узкой колеи, связавшая посёлок Басьяновский с городом Красноуральск и снабжавшая промышленные предприятия Красноуральска. После прекращения доставки торфа в Красноуральск в 1970-х годах эта узкоколейная ветка была разобрана.
Действовали узкоколейные линии, ведущие от посёлка Басьяновский (станция Центральный Посёлок) в западном направлении к населённому пункту Выя и торфомассиву Казачий, в северо-восточном направлении — на Кокшаровский торфомассив.
Узкоколейная железная дорога являлась основным средством сообщения с тремя населёнными пунктами: Выей, 1-м посёлком и 2-м посёлком.
Интересным фактом является использование узкоколейной железной дорогой для перевозки покойников на кладбище, так как место захоронения выбрано по каким-то причинам на значтиельном удалении (порядка 5 километров) от посёлка Басьяновский.
Читайте также:
Басьяновский Поселок - экскурс
Творчество Басьяновских рационализаторов
Железнодорожный цех Басьяновского торфопредприятия
Сообщения с рекламой и прочий флуд не по теме попадают в спам.
Для исключения случайного попадания Вашего комментария в спам, рекомендуется подписываться человеческими именами с реальным адресом электронной почты.