На сайте nachodki.ru можно купить фонари

Город Евстигнеевск или единый Салдаград.

В настоящее время, несмотря на то, что в Нижней Салде находится предприятие НИИМаш, выпускающее ракетные двигатели для космических станций, а в Верхней Салде титановый завод ВСМПО продукция которого используется для самолетостроения во всем мире, они считаются небольшими провинциальными городами. Но было время, когда обе Салды могли стать, пусть и не второй столицей Урала, но были все предпосылки стать достаточно крупным городом. Да, именно единым городом - Евстигнеевск. Для начала вернемся в историю, начиная с чуть менее вековой давности.

Нижняя и Верхняя Салда в первые годы Советской власти.

К 1917 году население заводского поселка Нижняя Салда составляло порядка 15 тыс. человек, а Нижнесалдинский металлургический завод был одним из крупнейших, по тем временам, предприятием Урала. Но дальнейшее развитие несколько затормозила революция и Гражданская война. Верхняя Салда в первой четверти XX века представляла собой "заштатный" провинциальный поселок с числом жителей около 7 тыс. человек где, кроме старого демидовского завод и нескольких артелей, ничего привлекательного не было. Но именно в Верхней Салде наряду с развитием металлургического производства было решено воздвигнуть, крайне необходимый для строительства гигантов индустриализации, завод стальных конструкций - "Стальмост". Первый колышек был забит (началась разметка) 14 июля 1929 года, а уже в 1932 году завод дал первую продукцию. По количеству средств он был третьим после "Уралмаша" и "Уралвагонзавода". Появились первые каменные (шлакоблочные) дома. Нижнесалдинский металлургический завод тоже оправился после разрухи. В 1938 году заводские поселки Верхняя и Нижняя Салда получили статус города. Но все планы перемешала Великая Отечественная Война.

Послевоенное возрождение салдинских городов.

Война принесла жителям страдания и огромные трудности. Но именно тогда в Верхнюю Салду на площадку завода "Стальмост" с запада были эвакуированы предприятия вместе с рабочими и специалисты из Ленинграда, Москвы и других городов страны. По окончании ВОВ многие из эвакуированных вернулись домой, но для некоторых салдинская земля стала второй родиной. Для них строятся новые многоквартирные дома. Остались и предприятия, которые впоследствии были преобразованы во ВСМОЗ – ВСМПО. Большой рост численности населения в семидесятые – восьмидесятые года XX века в Верхней Салде связан именно с этим предприятием. Огромными темпами ведётся строительство домов и социально значимых объектов. Город растёт как на дрожжах. Появились, диковинные для провинциального города, "девятиэтажки" с лифтами.

Не намного по темпам развития отстает от своего соседа и Нижняя Салда. В строй вошли уникальные предприятия НИИМаш и Химъёмкость. Салдинский металлургический завод работает на полную мощность. Был пущен в строй новый ЦРС (Цех рельсовых скреплений). Еще в 50-х годах были построены первые двухэтажные, а затем началось строительство многоэтажного жилья. Построены новые больницы, школы и детские сады.

Именно в 70-х - начале 80-х годов возникла идея объединения двух городов в один. Строились проекты постепенной застройки лесного массива между двух городов навстречу друг другу по старому Тагильскому тракту жилыми домами. В планах даже предполагалось открытия троллейбусного маршрута по городу. Интересно, что улицы, являющиеся продолжением старой дороги, соединяющей Нижнюю и Верхнюю Салду, носят одинаковое название в обоих городах. Старое их называние - Тагильская улица, позже были переименованы в ул. К.Маркса. Было придумано и название для объединенного города - ЕВСТИГНЕЕВСК, по имени земляка - Героя Советского Союза Евстигнеева Алексея Алексеевича. Предполагалось, что население объединённого города составило бы в этом случае порядка сто тысяч человек (в принципе, не так уж и много по современным меркам). Как часто бывает – идеи хороши только в умах, иногда на бумаге, но конечной цели не суждено было сбыться.

Причины не сбывшегося проекта.

Почему же столь масштабному проекту не суждено было сбыться? Ниже приведено сугубо мое личное мнение.
1. А были ли реальные планы? В восьмидесятые годы об объединении городов говорили многие и даже писали в местной прессе, но были ли эти планы в реальности в каких-то официальных документах с расчетами и подсчетами? Правда по старой дороге велись какие-то изыскательские работы, но вот были ли они связаны именно с этим проектом, может, искали подземные воды, или велись исключительно в связи со строительством больничного комплекса (кстати, так и не достроенного).
2. Чтобы застроить, а затем и заселить, столь большую территорию нужны были человеческие ресурсы. А их на тот момент не было. Правда, о каких-то конкретных сроках я не слышал, и сращивание Верхней и Нижней Салды должно было происходить постепенно.
3. 1970-е – 80-е годы XX века – разгар холодной войны. Практически вся экономика Советского Союза работала на армию и оборонную промышленность. На столь масштабные, но необязательные проекты в стране денег не было.
4. Окончательный крест над проектом – мечтой объединения Верхней и Нижней Салды поставили Перестройка и последовавший за ней распад СССР. Многие процветающие предприятия находились на грани выживания, куда уж там до нового строительства.

А может еще будет единый город - Салдаград?

В девяностые и нулевые двухтысячные годы про фантастический проект многие забыли. Кто помнил, думали, что он благополучно канул в лету. Но вдруг поползли слухи о не менее грандиозном проекте "Титановая долина". И он даже начал осуществляться. Правда в этом проекте есть существенное отличие. Место под строительство промышленной зоны "Титановой долины" выделено к западу от Верхней Салды, по направлению к Нижнему Тагилу. Но, по сути, принцип тот же. Одновременно с промышленностью должно вестись строительство новых жилых микрорайонов и необходимой инфраструктуры. В качестве "спального" района предполагается Нижняя Салда. Возможно, фантазии наших дедов и отцов (включая и салдинский трамвай), через несколько лет, десятков лет обретут реальные формы на салдинской земле. Правда, в этот раз мнения людей по этому поводу не столь однозначны. Но это уже другая история. Поживем, как говориться – увидим.

 

Добавить комментарий

Комментарии проверяются в течении суток!
Сообщения с рекламой и прочий флуд не по теме попадают в спам.
Для исключения случайного попадания Вашего комментария в спам, рекомендуется подписываться человеческими именами с реальным адресом электронной почты.


Защитный код
Обновить

Подписка на новости сайта

Введите Ваш email:

Система Orphus

Яндекс.Метрика

 

Салдинский сайт.