Бурак – сосуд цилиндрической формы, изготовленный из бересты. Другое название бурака - туес.
Россия издавна славилась своими промыслами. Для своих изделий мастера-ремесленники использовали природные материалы, которые их окружали. Нижняя Салда тоже славилась своими ремеслами и один из них бурачный промысел. Почему бураки, ведь Нижняя Салда - это поселок при металлургическом заводе? Дело в том, что для металлургического производства того времени требовался древесный уголь. Для пережога древесины в уголь использовалась в том числе и береза, поэтому производством бураков в основном и занимались те, кто был ближе к сырью — углежоги. Из-за обилия березы бурачный промысел в Нижней Салде был одним из основных промыслов. В 1850 году в Нижней Салде промысловые свидетельства (т.е. те кто занимался профессионально) имели 11 человек, из них семь человек занимались производством бураков. Время заготовки бересты длится всего около двух недель в июне. В это время и нужно было успеть заготовить бересту, а затем, в свободное время занимались изготовлением бураков.
Бураки, благодаря уникальным свойствам бересты являлись необходимым предметам каждой семьи. Береста имеет высокую прочность и почти не поддается гниению. Продукты в берестяных изделиях дольше остаются свежими, а еда сохраняет температуру. Такое свойство бересты объясняется ее строением. Она состоит из множества тончайших слоев, не пропускающих влагу и воздух.
Поражает простотой и мудростью конструкции. Устройство бурака напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка.
Основой берестяного бурака является "сколотень" - внутренний неразрезанный слой бурака цилиндрической формы, снятый целиком со спиленной берёзы. Наружный слой бересты - рубашка закреплял на бураке обручи, держащие донце и крышку. Рубашку бурака изготавливали из прямоугольного полотна бересты, скрепляли особым способом - "замком" или сшивали и украшали.
Бураки применяли для самых разных нужд, в них хранили продукты: молоко, сметану, ягоды, другие жидкие и сыпучие продукты, делали засол: грибы, огурцы, рыбу. Размеры бураков были различны, но салдинские бураки чаще всего были небольшие, объемом от 0,5 до 2 литров, с выпуклой деревянной крышкой. Соотношение ширины и высоты примерно 1:1,5. Крышка и донце изготовлялись из кедровой древесины. Ручка делались из сухой, гнутой черемуховой щепы и закреплена на внутренней поверхности крышки палочкой – клинышком. Крышка так плотно подогнана к телу бурака, что даже наполненным его можно нести, держа за ручку на крышке.
В отличии от Нижнего Тагила, где изготовлением бураков занимались в артелях, в Нижней Салде изготовление бураков было семейным делом: мужчины заготовляли сырьё, и делали бураки, а женщины варили олифу и расписывали. Это внесло свое своеобразие и отличие от тагильских бураков.
Нижнесалдинские бураки относятся к расписным, с замковым соединением. Способы украшения берестяных бураков были весьма разнообразны - аппликация, процарапывание, тиснение, ажурная резьба и роспись. В росписи нижнесалдинских бураков преобладает народное «маховое» письмо в один мазок, которым владели старообрядцы. Композиции нижнесалдинского букета скромнее, той что применялась в Нижнем Тагиле, а поверхность, которую занимают цветы на бураке несколько меньше, чем на тагильском. Сначала наносился основной мазок пальцами. Затем свободным движением кисти делалась доводка цветов и листьев. "Писарихи" смело обобщали и стилизовали природную форму цветка, поэтому из-под их кисти выходили фантастические букеты. В каждой семье были свои излюбленные сюжеты и своя манера росписи. Роспись бураков сначала возникает как дополнение к украшению бурака тиснением для придания ему яркости и броской привлекательности на ярмарках. Типичная композиция нижнесалдинской росписи на бураках - наклонный букет композиционным центром которого являются два больших симметричных цветка. Они выполняются в технике оживки разбелом, обычной для уральской росписи и дополняются листочками, бутонами и меньшими цветами. Примета нижнесалдинской бурачной росписи - "веточки" снизу букета, подчёркивающие его динамичную форму. Основные мотивы росписи букетов: прямой букет с двумя крупными цветами, листьями и тремя-пятью маленькими цветочками; наклонный букет; "вертушка" - веточка с цветами и листьями, спиралью огибающая большой цветок в центре.
Во второй половине XIX века в Нижней Салде в разные годы бурачным промыслом занималось от 15 до 22 семей, в основном это были семьи старообрядцев – бывших крепостных крестьян, выходцев из Нижегородской губернии. Самый известный из них, чьи бураки хранятся в музеях Нижней Салды, Нижнего Тагила, Екатеринбурга и даже Москвы – Иван Филиппович Масленников.
Спрос на бураки был постоянным, и бурачники не только сами продавали их на различных ярмарках, но и принимали участие в выставках:
Федор Васильевич Масленников — участвовал в выставке 1887 года в Екатеринбурге;
Лука Васильевич Масленников — участвовал в выставке 1902 года в Петербурге;
Яким Осипович Чернов — участвовал в выставке 1908 года.
В начале XX столетия Нижняя Салда становится самым большим центром по производству расписных бураков "крестьянского" типа в Верхотурском уезде. Производством бураков занималось уже около 30 семей. Но в самом расцвете, салдинский бурачный промысел начал исчезать. Первая причина: революционные потрясения начала XX столетия и нетерпимая политика к тем, кто "обогащался" за счет каких-либо приработков, репрессии сократили количество кустарей. Вторая причина: изменились вкусы, в обиход стала входить "обычная" посуда.
Читайте также: Салдинский бурак.
Сообщения с рекламой и прочий флуд не по теме попадают в спам.
Для исключения случайного попадания Вашего комментария в спам, рекомендуется подписываться человеческими именами с реальным адресом электронной почты.