Железнодорожная станция Нижняя Салда расположена на северо-восточной окраине города. Днем рождения станции является 1910 год. Однако, железнодорожное сообщение между Нижней Салдой и Нижним Тагилом осуществлялось еще с 1898 года по так называемой Салдинской заводской железной дороге, которая была устроена Управлением бывших Демидовых. Нижнесалдинская железнодорожная ветка, являясь конечным пунктом Салдинской заводской железной дороги обеспечивала доставку чугуна и другого сырья для Нижнесалдинского и Верхнесалдинского заводов и вывозку готовой продукции до Нижнего Тагила. Также, перевозились и частные грузы, и даже осуществлялись пассажирские перевозки. В 1906 году быро принято решение о "реконструкции" Салдинской железнодорожной ветки с последующей передачей в казну, а в марте 1908 года Салдинская заводская железная ветка была передана правительству совсем. На каких условиях это произошло можно почитать в следующих материалах: История Салдинской железнодорожной ветки, Условия сооружения и эксплуатации Алапаевской ж.д..
В 1910 году началось строительство железнодорожной ветви до Алапаевска, одновременно была построена железнодорожная станция, которая стала называться по наименованию заводского поселка - Нижняя Салда. В 1913 году от новой станции Нижняя Салда к Нижнесалдинскому заводу был построен специальный подъездной путь. Первоначальное примыкание было разобрано. Теперь грузы на завод поступали не напрямую, а сперва на станцию и только потом по этой ветке на завод.
В 1911 году железная дорога до Алапаевска была построена. Теперь Салдинская железная дорога входила в состав Пермской железной дороги.
В "Адрес-календаре Пермской губернии на 1915 год." напечатаны тарифы на пассажирские перевозки. Согласно ему плата за провоз взрослого пассажира I классом от станции Пермь II до Верхней Салды составляла 11 рублей 40 копеек, до Нижней Салды 12 рублей ровно. Проезд IV классом стоил 2 руб.30 коп. и 2 руб.40 коп. соответственно.
К слову: В 1858 году на Нижнесалдинском заводе было налажено производство железнодорожных рельс, которые использовались для строительства железных дорог по всей России. Возможно, что и тут использовались рельсы собственного производства. Сейчас эти салдинские рельсы с демидовским клеймом еще можно кое-где встретить, но только в качестве пасынков к столбам электролиний.
Лицом любой железнодорожной станции является здание вокзала. Для одних слово "станция" ассоциируется именно со зданием вокзала, (хотя правильнее "железнодорожная станция" - это более широкое понятие), другие, произнося в разговорах "вокзал", подразумевают целый район Нижней Салды. Первый железнодорожный вокзал на станции Нижняя Салда был сожжен в годы Гражданской войны, вместе с деревянным железнодорожным мостом через реку Салда. Кем были сожжены? Во времена Советской власти нас уверяли, что варварами - белогвардейцами, но слышал, что возможно к этому причастны отступавшие в 1918 году красноармейцы. (О старом железнодорожном вокзале читайте в материале: "История фотографии первого железнодорожного вокзала станции Нижняя Салда.") Вновь здание вокзала было отстроено в 20 годы. К 100 - летнему юбилею станции Нижняя Салда в 2010 году здание вокзала было обшито сайдингом, что несколько приукрасило внешний вид.
Так железнодорожный вокзал на станции Нижняя Салда выглядел до ремонта и сейчас.
А так выглядит железнодорожный мост на станции Нижняя Салда через реку Салда. Рядом справа из реки торчат остатки свай от старого деревянного моста.
Первый железнодорожный мост через реку Салду по Алапаевской железнодорожной ветке был построен в 1911 году. Мост был деревянный, на сваях из круглого леса. В годы Гражданской войны вместе со зданием вокзала мост был сожжен. Чуть позже на его месте был сооружен временный на деревянных клетках.
В 1928 году рядом с ним был построен капитальный металлический мост на каменном и железобетонном основании, с пропуском под ним Медведевской дороги.
Настоящий металлический железнодорожный мост был установлен в начале 2000 х взамен металлического, на заклепках, простоявшего несколько десятилетий.
Рядом со зданием вокзала расположена массивная, сложенная из красного кирпича, водонапорная башня. В моих разрозненных записях, к сожалению без указания источника, есть пометка, что башня на станции Нижняя Салда построена в 1950 году, но по моему мнению она была построена вместе с самой станцией. Когда то на вокзале была еще одна водонапорная башня, разрушенная в районе 2010 года. Возможно 1950 г. о той. Настоящяя водонапорная башня была элементом военной инфраструктуры, основным ее предназначением когда-то являлось заправка водой котлов паровозов, сейчас является одной из реперных точек.
Для справки, маневровая работа на станции Нижняя Салда при помощи паровозов осуществлялась до 1978 года.
Водонапорная башня и сейчас снабжает водой саму станцию и близьрасположенные к ней дома. Летом 2014 года с применением все того-же новомодного сайдинга был произведен внешний косметический ремонт водонапорной башни, который несколько ухудшил исторический ее вид.
Сравните: Водонапорная башня на станции Нижняя Салда. Исторический вид и как она выглядит сейчас. На фото справа - колонка для заправки паровозов водой на станции Ясашная демонтирована в 2013 году, в Нижней Салде колонки были демонтированы еще раньше.
Станция Нижняя Салда не оборудована электрической централизацией. Перевод стрелок осуществляют - кто?, правильно, стрелочники, точнее, дежурные стрелочного поста. Когда-то стрелочные посты были деревянные с печным отоплением - сейчас современные модули с электрообогревателями.
В четной горловине станции Нижняя Салда расположен железнодорожный переезд, через который проходит дорога в сторону поселка Басьяновский. В октябре 2013 года переезд был модернизирован, установлены УЗП, заменены шлагбаумы, щиток управления и шкафы с аппаратурой.
За свою более 100 летнюю историю станция Нижняя Салда несколько раз реконструировалась, что-то строилось вновь, что-то демонтировалось. Сейчас на станции 5 приемо-отправочных путей включенных в централизацию, 11 стрелок и 4 сбрасывающих остряка оборудованы контрольными стрелочными замками.
Еще статьи похожей тематики:
История фотографии первого железнодорожного вокзала станции Нижняя Салда.
Вокзал - район города Нижняя Салда.
Заводская железная дорога, или с чего начиналось железнодорожное движение в Нижней Салде.
Салдинские железнодорожные рельсы.
История Салдинской железнодорожной ветви.
Условия сооружения и эксплуатации Алапаевской железнодорожной ветви.
Сообщения с рекламой и прочий флуд не по теме попадают в спам.
Для исключения случайного попадания Вашего комментария в спам, рекомендуется подписываться человеческими именами с реальным адресом электронной почты.