Здесь можно купить рыболовные катушки

Свадебная обрядность Салды в советский период до 80-х годов.

Основная статья: Современная свадебная обрядность горнозаводского Урала (на примере Нижней Салды) / И. Р. Липовецкая // Фольклор Урала. - Свердловск : [Урал. гос. ун-т], 1984. - [Вып. 8]. В этом материале исследуется эволюция свадеб в советский период.

Задача данной статьи - выявить структуру современного свадебного ритуала и проанализировать его истоки в дореволюционной свадьбе на примере г. Нижняя Салда.

Современная обрядность салддинских свадеб представляет собой сильно измененный ритуал старинной свадьбы, дополненный новыми обрядами. В современных свадьбах Нижней Салды достаточно полно сохранились элементы старинной свадебной обрядности. Их истоки хорошо прослеживаются при анализе записей современных свадеб и записей 1912 и 1926 гг. Записи современных свадеб сделаны в Нижней Салде в 1982 г. со слов А. М. Дьячковой 1895 г.р. и М. В. Головановой 1908 г.р. Старожилы Нижней Салды, родились и вышли замуж в Салде. Как участники художественной самодеятельности занимались в инсценировке старинной уральской свадьбы.

Современные свадьбы в Нижней Салде, как и в старину, состоят из трех основных этапов: досвадебного, свадьбы и послесвадебного.

Досвадебный этап салдинской свадьбы.

Сватовство в современной свадьбе носит шуточный характер и приурочено к подаче заявления в ЗАГС. На следующий день после подачи заявления в дом невесты приходят сваты. Это близкие родственники жениха. Они начинают свою речь в шутливой форме по старинному обычаю: "У вас - курочка, у нас - петушок..." или "У вас - товар, у нас - купец..." Во время сватовства родня молодых подробно обсуждает проблемы, связанные с подготовкой свадьбы, приданого невесты и будущей жизнью молодых. Все присутствующие ведут себя чинно, сдержанно, присматриваясь к новой родне. Жених обязательно должен подарить невесте обручальное кольцо. У будущей тещи во время сватовства свои заботы. Она выясняет, кто будет "стряпками" (готовить угощения к свадебному застолью). Для "стряпок" невеста с подругами должна обязательно приготовить нарядные фартуки и платки. Для будущей свекрови невеста обычно сама шьет фартук и косынку.

Накануне свадьбы совершается старинная церемония привоза невестиного приданого. Его привозят на машине родственники невесты. По обычаю поезд с приданым останавливается за квартал до места назначения, и "приданые" свахи жалуются: "Лошади не идут" или "Бензин кончился". И только, когда им подадут вина, они едут дальше. На пороге дома приданое невесты встречает вся родня жениха. Первым делом невеста дарит "стряпкам" и свекрови фартуки и косынки, и только после их одобрения начинается смотр приданого. Посмотреть собираются все соседи, родственники. Невеста, приготовившая приданое своими руками, в этот момент испытывает гордость. Эта встреча проходит более непринужденно. Гостей приглашают за стол. Они веселятся, предлагают тосты за молодых. Молодежь поет песни, а свахи внимательно смотрят за подушками из приданого, потому что их могут спрятать.

Невеста, выходя замуж за любимого, испытывает радость. И поэтому ее естественная грусть при мысли о расставании с родным домом сочетается с радостным ожиданием свадьбы.

В связи с этим современный досвадебный период отличается от дореволюционного в первую очередь настроением участников. Невеста не "хрястается" руками об стол и не воет причитания. Исчезла вытница, которая запевала раньше причеты: - "Причитает невеста, навзрыд плачут ее мать и отец, да не только плачут ее родимые, а плачут и прибывшие посетители, тем более, кто слаб на слезы. Это создает впечатление, что как будто в доме кто-то скоропостижно скончался или готовят покойника к выносу".

Исчезла функция брака как покупки. В связи с этим перестал бытовать обряд рукобитья, при котором вся родня с жениховой и невестиной стороны подавали друг другу руки как свидетельство совершенной сделки.

Исчезли некоторые обряды продуцирующей и оберегающей магии. Современная невеста не закрывает свое лицо от "дурного глаза", не втыкает в подол иголки и не обматывается рыболовной сетью, надеясь таким способом перехитрить нечистую силу.

Многие старинные обряды сохранились в современной свадьбе, утратив свои первоначальные функции, и исполняются сейчас в игровой форме. Сватовство с его древним зачином: "У вас - курочка, у нас - петушок..."; "У вас - товар, у нас - купец..." - исполняется сейчас в шуточной форме. Однако, как показывает практика, таким образом легче скрасить несколько неловкий момент первой встречи.

Не все обряды, пришедшие к нам из древности, потеряли свой первоначальный смысл. Например, обряды, связанные с проверкой трудовых качеств молодых. Семейная жизнь всегда требует от новобрачных определенных навыков в ведении домашнего хозяйства. Старинная свадьба была очень насыщена проверкой и оценкой трудовых качеств. Сейчас эти обряды не утратили значения. Именно поэтому невеста старается продемонстрировать свое искусство рукоделия, преподнося "стряпкам" сшитые ею фартуки и косынки. И поэтому же сохранился старинный обряд смотра приданого. Родственники, соседи, гости дают оценку невестиному рукоделию. Проверка трудовых навыков жениха приходится на второй этап свадебного действа: собственно свадьбу.

Свадебный этап салдинской свадьбы.

Первый день свадьбы.

В день регистрации поезд жениха встречают у ворот невесты подруги. Тут начинается проверка его смекалки, осведомленности о новой родне. Девушки хотят знать, помнит ли жених дату знакомства с невестой, какие цветы она любит и какие любит духи будущая теща, за какую футбольную команду болеет будущий тесть. Ответ на вопрос дает жениху право продвинуться на один шаг к невестиной квартире или дому. Иногда жениха заставляют на каждой ступеньке называть ласковыми именами невесту. Войдя в дом, жених должен по старинному обычаю выкупить невесту. Его подводят к столу, на котором стоит рюмка с вином, и говорят: "У нас есть стол о четырех углах. В каждый надо положить по пятаку и в середине монету, а то и невесты вашей нету". Жених кладет в углы стола по пятаку, а в рюмку опускает железный рубль и выпивает ее. Тогда только ему выводят невесту. Теперь жених должен не отпускать ее от себя, а то подружки "выкрадут" невесту и спрячут.

В ЗАГС новобрачные едут вместе в одной машине, разукрашенной лентами и шарами. После торжественной регистрации брака молодые отправляются в дом жениха, но добираются туда самой длинной дорогой, нередко объезжая достопримечательности города. У дома жениха их встречают родители молодого с хлебом-солью или близкие родственники, которые не были в ЗАГСе. Накануне свекровь незаметно кладет в каждый угол квартиры по монете, желая молодым богатства.

На свадебном застолье молодые должны показать себя гостеприимными и внимательными хозяевами. Они, стоя у дверей, встречают гостей.

Гости приходят в приподнятом настроении, поздравляют молодых. Присутствующие хотят выяснить смекалку новобрачных: на пути к столу натягивается лента или полотенце. Обычно молодой переносит свою жену, а ленту разрезает.

Застолье в Нижней Салде бывает пышное. Поздравительные тосты гостей чередуются с песнями, играми и танцами.

Часа в два ночи свекровь приносит в фартуке солому и мусор, высыпает все на пол и говорит: "Посмотрю, какая у нас молодая хозяйка. Мусор клади в печку, а на улицу не разноси". Это наставление не только хозяйственного, но и этического порядка и означает: все домашние неприятности не выносить из дому.

Очень неловко чувствует себя молодая, которая не знает, откуда надо начинать мести. Если она метет к окнам, гости смеются: "Не умеет невеста мести". Молодой муж ей обычно помогает. В мусор гости бросают горстями мелкие монеты. Эта старинная церемония подметания пола до сих пор любима в Нижней Салде. Иногда в сор бросают подарки. Эта игра затягивается на час. Молодым необходима сноровка, чтобы успевать собирать сор и выбирать оттуда деньги. В конце игры молодая подает мусор свекрови, и та его уносит.

Завершающим угощением на свадьбе является чай с пирогами. Пироги в Нижней Салде - ритуальное блюдо. Без пирогов не проходит ни одна свадьба. На застолье можно встретить пироги всех размеров с различными начинками. А самый большой пирог гости выкупают в пользу молодых. Часа в четыре утра молодые провожают всех гостей.

В дореволюционной уральской свадьбе молодые не встречали и не провожали гостей. Их внимание к окружающим проявлялось по-другому. Они часто кланялись гостям и просили у них разрешение на исполнение того или другого элемента ритуала, заботились о них за столом. В современной свадьбе сохранилось традиционное уважение к родственникам и гостям, гостеприимство молодых. .

Большой популярностью у жителей Нижней Салды пользуются старинные обряды продуцирующей магии. Они содержат пожелания молодым богатства, радости, здоровья и согласия в семейной жизни. Ни одна свадьба не обходится без хлеба-соли при встрече молодых, что является пожеланием достатка. Очень часто новобрачных осыпают цветами, конфетти, желая счастья, процветания их дому. В обряде подкладывания денег в комнату молодых содержится пожелание им богатства.

При анализе современных обрядов проверки трудовых навыков новобрачных нужно обратить внимание на сильные изменения в быту по сравнению с дореволюционной эпохой. В 1912 г., по словам А. М. Дьячковой, все гости хотели видеть, как молодая умеет доить корову. Да еще не каждую невестку свекровь к ней подпускала: боялась, что не продоит корову. Сейчас коров в Нижней Салде в личном хозяйстве осталось мало, и невесте такого испытания на свадьбе не устраивают. Аналогична судьба обрядов, связанных с проверкой умения невесты прясть или прорубать прорубь жениху. Некоторые трудовые обряды сохранились. До сих пор на свадьбах гости хотят знать, чем утром молодая накормит мужа, умеют ли молодые пеленать детей и кто из них знает больше рецептов салатов. О рукодельных способностях невесты говорилось выше. Совершенно очевидно, что интерес народа к трудовым навыкам не иссякает.

Все большее значение в современных салдинских свадьбах приобретают игровые моменты и переплетающиеся с ними обряды проверки смекалки, находчивости молодых. На свадьбах гости "похищали" невест. Иногда в просватанье девушки выходили "гурьбой к столу "выручать невесту". Для этого наливают два стакана воды и помещают один опрокинутым на подносе или тарелке кверху дном, а другой снизу против первого, и подносят этот фокус жениху, который берет поднос, придерживая нижний стакан, затем отнимает его и оборачивает вниз дном второй стакан и тоже отнимает от подноса, чем и доказывает свою расторопность".

Жених обычно тщательно готовится к свадьбе, стараясь предугадать каверзные вопросы девушек или родственников невесты. Если отец невесты спросит: "Буду ли, поить и кормить его дочь?", то должен ответить: "Были бы зубы - сухарей не перегрызть", а на вопрос: "Буду ли обувать, одевать?", должен ответить: "Были бы ноги - лаптей не переносить" и т. д.". Во время этого состязания образуются две противоборствующие стороны: девушки и родители невесты, желающие утопить жениха своими вопросами и проделками, и жених, старающийся не сесть в лужу.

На современных свадьбах эти состязания очень популярны.. И если до регистрации "пытают" в основном жениха, то во время свадебного застолья достается обоим. У нерасторопного жениха гости стараются "украсть" невесту. И если не удается, то хотя бы туфель с ее ноги. Часто "подменивают" невесту.

Если в дореволюционный период это были всего лишь игровые элементы, не всегда обязательные в свадебном ритуале, то сейчас они строго закреплены временными рамками - до регистрации брака у дома невесты "испытания" жениху, а на свадебном застолье жениху и невесте. Как показывает анализ современных свадеб, число состязаний растет пропорционально изобретательности и фантазии друзей и родственников жениха и невесты.

При обилии старинных обрядов в современных свадьбах все большее место отводится новым обрядам. Торжественная регистрация брака во Дворце бракосочетания и в клубе - это уже закрепленный временем ритуал. Модернизированный свадебный поезд из машин, минута молчания у Вечного огня, первый вальс молодоженов, которым открывается свадебный вечер,- это обряды, полюбившиеся на горнозаводском Урале.

Необычна судьба обряда встречи молодых с препятствием в виде ленты или полотенца. По традиции ленту разрезают при открытии выставок, спартакиад и других торжественных мероприятий. В Нижней Салде ленту разрезает жених, открывая свадебное застолье. Таким образом, обряд, не имевший раньше никакого отношения к свадьбам, закрепился в свадебном ритуале Нижней Салды.

Второй день салдинской свадьбы.

Второй день свадьбы открывается торжественным шествием жениховой родни в дом молодых. Все прикалывают на груди красные банты и берут с собой красное вино. Никто не выясняет, честная ли была невеста. Белое вино из ритуала исчезло, чтобы не оскорблять невесту. Разбудив молодых, гости отправляются к родственникам невесты, которые были на свадьбе. Важно обойти всех, не забыть никого, иначе могут быть серьезные обиды. Собирают гостей долго. По пути пляшут и поют. А как все встретятся в доме молодых, жених поднимается за столом и говорит: "Вино пейте, да рюмку не бейте. А я вино пью и рюмку бью. Елена Николаевна достойна чести". Разбивает рюмку независимо от того, была ли невеста честной. Свекровь на подносе выносит подарки всей родне невесты. Во время шумного застолья чествуют родителей молодых. Их сажают на стул и "мечут" (подбрасывают) вверх. Потом молодые публично кланяются им и благодарят за воспитание, за помощь и наставления. Поют много старинных песен. В это время приходят "нарядчики" (ряженые). Это соседи, одетые трубочистами, цыганами, лудильщиками. Каждый из них старается рассмешить присутствующих. В конце свекровь кричит: "Кукареку! Извините, дорогие гости, больше угощать нечем" - и бьет горшок. Все расходятся. А через две недели родители невесты устраивают отгостки - "блины".

Послесвадебный этап салдинской свадьбы.

Смысл обрядов послесвадебного периода старинной свадьбы сводился в основном к проблеме, была ли невеста целомудренна и, соответственно, достойна ли она и ее родня уважения, чествования, благодарности со стороны жениховской родни. Красный цвет в данном случае имел символический смысл. Если невеста не оправдывала ожидания родственников жениха, то вино подавалось белое, красные банты не надевали, рюмку не били, родителям невесты надевали на шею хомут и подавали рюмку с дырой. Свадьба на этом заканчивалась, все быстро расходились. В настоящее время в интимные отношения молодых никто не вмешивается. Красный цвет, а также приход ряженых утратили символический смысл. Ряженые в современной свадьбе исполняют только игровую, развлекательную функцию. Они придают зрелищность и эффектность свадебному действу.

В послесвадебный период в центре внимания наряду с молодыми оказываются их родители. Новобрачные воздают должное тем, кто их вырастил, воспитал. Много теплых слов говорится родителям в это время. Обряд выражения благодарности старшему поколению перешел в современность из старинной свадьбы.

В ходе эволюции современной свадьбы возникают проблемы, требующие решения. Одной из них является проблема свадебных чинов. Если в старинной уральской свадьбе за каждым свадебным чином были закреплены определенные функции, то в современной свадьбе вся подготовка и проведение свадьбы ложится в основном на плечи родителей и свидетелей (шаферов). Современным новобрачным очень трудно выбрать себе свидетелей. Это должны быть самые близкие друг и подруга молодых, обладающие, кроме того, организаторскими навыками, так как свидетелям часто самим приходится проводить свадебное застолье. Помочь молодым в этом вопросе призваны работники Домов культуры и службы быта, тамада. Они могут взять на себя роль распорядителей застолья. Функции свидетелей при этом смогут исполнять близкие друзья, не обладающие организаторскими способностями.

Другой важной проблемой в современной свадьбе является проблема выкупов и преград. В старинной свадьбе их было много: выкуп невестиного места за столом, невестиной косы, невестиного приданого; преграды перед женихом у дома невесты, перед свадебным поездом и т. д. В основном, выкупы производились вином, и эта дурная традиция перешла в современность. В борьбе с ней молодежь стала заменять вино в обрядах различными сладостями. А в обряде создания преграды перед женихом у дома невесты появились новые условия для участников: в случае правильного ответа на вопрос девушек жених продвигается на один шаг вперед, а неверного - назад и расплачивается с девушками конфетами.

Структура современного салдинского свадебного ритуала включает в себя часть обрядов дореволюционной салдинской свадьбы и обряды, рожденные новой эпохой. Некоторые старинные обряды, исполняющиеся сейчас на свадьбах, утрачивают свои функции и наполняются новым смыслом. Это обряды сватовства и ряженья, которые сохранили только игровую и зрелищную функции. Многие дореволюционные обряды перешли в современную свадьбу без изменения: обряды продуцирующей магии, проверки трудовых навыков новобрачных и их смекалки, находчивости; обряды выражения молодыми благодарности родителям за воспитание, наставления. Все эти обряды любимы народом и прочно закрепились в свадебном ритуале Салды.

Новые обряды: торжественная регистрация брака, свадебный поезд из машин, минута молчания у Вечного огня, первый вальс молодоженов, разрезание ленты перед застольем стали неотъемлемой частью многих современных свадеб.

Пути дальнейшей эволюции уральской свадебной обрядности обусловлены влиянием старинной народной свадьбы и стремлением молодежи к утверждению новых и полезных обрядов. Свадьба должна быть ярким праздником, запоминающимся на всю жизнь.

Статьи на эту тему:

Свадебные обряды Салды Начала 20 века.

Своеобразие русской уральской свадьбы конца XIX начала XX века.

 

Добавить комментарий

Комментарии проверяются в течении суток!
Сообщения с рекламой и прочий флуд не по теме попадают в спам.
Для исключения случайного попадания Вашего комментария в спам, рекомендуется подписываться человеческими именами с реальным адресом электронной почты.


Защитный код
Обновить

Подписка на новости сайта

Введите Ваш email:

Система Orphus

Яндекс.Метрика

 

Салдинский сайт.