На сайте nachodki.ru можно купить фонари

История фотографии первого железнодорожного вокзала станции Нижняя Салда.

В газете "Городской вестник" № 48 за 2 декабря 2010 года была опубликована заметка и в ней фотография под названием "По какому поводу собрание?".
Фото старого железнодорожного вокзала в НижнейСалде

На ней запечатлена толпа народа на железнодорожной станции Нижняя Салда напротив здания железнодорожного вокзала. Салдинский краевед, Почетный гражданин города Нижняя Салда Виктор Иванович Голованов размышляет по поводу какого события собралась столь многочисленная публика на станции и просит откликнуться салдинцев кто что знает по этому поводу. Так как больше никакой информации не было, я решил поразмышлять сам над тем, какую информацию можно извлечь из раритетной фотографии и оказалось, что не так уж и мало.

Версии о дате и о событии на станции Нижняя Салда, запечатленном на раритетной фотографии.

Версию о том, что на фото изображено событие по поводу отъезда Константина Поленова в 1902 году автор статьи отвергает сам. Хотя железная дорога между заводом в Нижней Салде и Нижним Тагилом была построена в 1898 году (ЧИТАЙТЕ МАТЕРИАЛ), но сама железнодорожная станция в Нижней Салде и здание вокзала были построены только в 1910 году.

По другой версии Виктор Голованов предполагает, возможно, на ней запечатлены проводы рекрутов в армию в период 1-й Империалистической войны, то есть примерно 1914 – 1916 годы. В армию провожали всем рабочим посёлком с барабанным боем, гармонистами, крестным знамением священнослужителей. Но если посмотреть во что одеты и как ведут себя люди, смущает то, что на фотографии изображена публика степенная, сосредоточенная в ожидании поезда со стороны Нижнего Тагила. Эта версия "вполне имеет место быть", но в Нижней Салде было еще по крайней мере два события, связанные с железнодорожным вокзалом, которые могли быть отражены на этом фото:

Событие первое – это 1910 год, год постройки станции Нижняя Салда (этот год и считается днем рождения станции). Возможно, встреча первого поезда со стороны Нижнего Тагила. Однако и тут есть один нюанс. В некоторых источниках сказано, что регулярное движение между Нижней Салдой и Нижним Тагилом открыто 2 декабря 1910 года?, а на фотографии явно теплое время года. Хотя, у событий "Первый поезд" и "Регулярное движение" вполне могли быть разные даты!

После опубликовании этой статьи нашел новые даты открытия движения Нижний Тагил - Нижняя Салда после реконструкции.  Можно прочитать здесь, а именно: "Временное движение на Салдинской ветви для общего пользования было открыто с 1 декабря 1909 года, а с 1 января 1910 года состоялось открытие правильного движения по всей ветви протяжением в 49 верст".

Событие второе – это 1911 год. В этот год было закончено строительство железнодорожной ветки до станции Алапаевск. Возможно, открытие железнодорожного движения в этом направлении и явилось поводом для собрания.

Рассмотрев несколько версий: "По какому поводу собрание?" не будем ставить точку, а посмотрим, что-же еще можно сказать, глядя на раритетную фотографию.  

А действительно ли это железнодорожная станция в Нижней Салде?

Взглянув в первый раз на эту фотографию, я немного засомневался: "Действительно ли это Нижняя Салда?" Ведь вывеска названия станции на здании вокзала не читается, а очертание здания на фото не похожи на нынешний вокзал, но напоминают старое здание железнодорожного вокзала на станции Ясашная, снесенное в 2005 году. Кстати, там тоже имеется водонапорная башня - близнец и расположена, примерно в том же ракурсе (по отношению к путям и снесенному зданию вокзала), что и на снимке, на заднем плане. А других современных явных ориентиров, на первый взгляд, вроде бы нет. Но поразмышляв и кое-что, сопоставив, можно с большой вероятностью утверждать, что на фотографии запечатлен именно железнодорожный вокзал станции Нижняя Салда.

Сам Виктор Голованов преподносит нам фотографию именно как станцию в Нижней Салде, значит, у него были на то основания, а то, что современное здание не похоже на старое, то достоверно известно, что первое здание сгорело во время Гражданской войны.

Предполагая, что вновь отстроенный вокзал возведен на старом месте, сделал снимок примерно с такого же ракурса, ориентируясь на водонапорную башню. Что получилось – сравните сами.

Старый и современный вокзал в Нижней Салде

Теперь про другие ориентиры.

Нижняя Сала железнодорожный вокзал.

Пообщался со старослужащими железнодорожной станции Нижняя Салда и они припомнили про похожий домик, обозначенный цифрой 1, стоявший примерно на этом месте. Правда, что в нем находилось первоначально сказать не смогли.

Старое здание на железнодорожном вокзале Нижняя СалдаСтроение под цифрой 2 эксплуатировалось до 2010 года, т.е. 100 лет!!! Первоначально это было какое-то служебное помещение – на крыше видна труба. Но после было переоборудовано в "эМ"-"Жо" - последние десятилетия являлось общественным туалетом. Такая вот судьба. Так строение 2 выглядело за несколько лет до сноса.

 

Сравниваем дальше.

Ориентация здания и станции в целом на фотографии по сторонам света соответствует современному расположению вокзала в Нижней Салде. Об этом можно судить по теням от людей. Угол тени соответствует примерно часу дня в современном "часоисчислении", а по длинне (тени короткие) можно предположить - июнь / июль.

Выше упоминалась станция Ясашная (как раз посередине между Нижней Салдой и Алапаевском) и про похожесть здания вокзала на фото со старым вокзалом на станции Ясашная. Так вот, ничего удивительного в этом нет. Строились они примерно в одно время и, возможно одними и теми же мастерами по одному проекту.  Если посмотреть сохранившиеся фотографии старых малых вокзалов начала 20 века Пермской железной дороги (желающие могут найти их самостоятельно в интернете), то на многих хорошо просматривается схожесть по внешнему виду.

И напоследок про похожесть и как выглядело первое здание Нижнесадинского железнодорожного вокзала, наверное, можно судить еще и по этому фото:

Железнодорожная станция в Нижней Салде.

В этом доме, находящемся рядом, со станцией жили работники станции, и до сих пор живут уже пенсионеры. Размерами, на мой взгляд, несколько меньше, окон меньше, но внешние формы похожи.

Материалы похожей тематики:

Железнодорожная станция Нижняя Салда.

Вокзал - район города Нижняя Салда.

Заводская железная дорога, или с чего начиналось железнодорожное движение в Нижней Салде.

Салдинские железнодорожные рельсы.

История Салдинской железнодорожной ветви.

Условия сооружения и эксплуатации Алапаевской железнодорожной ветви.

 

Добавить комментарий

Комментарии проверяются в течении суток!
Сообщения с рекламой и прочий флуд не по теме попадают в спам.
Для исключения случайного попадания Вашего комментария в спам, рекомендуется подписываться человеческими именами с реальным адресом электронной почты.


Защитный код
Обновить

Подписка на новости сайта

Введите Ваш email:

Система Orphus

Яндекс.Метрика

 

Салдинский сайт.