Рыболовные катушки http://nachodki.ru/shop/okhota-turizm-rybalka/katushki.html на сайте nachodki.ru

Салдинская трагедия на Нижнесалдинском пруду 27 июня 1948 года.

В истории жителей Нижней Салды много было радостных моментов, но случались и трагедии. Одна из таких трагедий случилась жарким июньским днем 1948 года - массовая гибель салдинцев на Нижнесалдинском пруду. Тогда в один день погибло - утонуло, по разным данным со слов очевидцев от 30 до 60 человек. По прошествию стольких лет более точную цифру назвать затруднительно, тем более в то время подобные данные не предавались широкой огласке. Попытаюсь несколько восстановить это трагическое для Нижней Салды происшествие, используя воспоминания свидетелей этого события и тех, кто с ними общался непосредственно.

Как разворачивались трагические события.

Салдинцы всегда отмечали праздники дружно. На воскресенье 27 июня 1948 года традиционно была назначена массовка с выездом на природу. Обычно подобные мероприятия проходили в Кедровой роще, но на этот раз было решено проводить гуляния на Зеленом мысу у Крутиков - это возвышенное место на Махонином мысу. На место массовки жители ближних улиц - Кержаков и Береговушек добирались своим ходом, а из Балковских улиц и Полушат была организована доставка при помощи баржи. Баржа была примерно шириной метра 4, длиной - 10, борт имела около 2-х метров, плоское дно.

На баржах для нужд СМЗ перевозили кварц с Нелобского кварцевого рудника в Нижнесалдинский металлургический завод. Буксировалась баржа моторным катером, который тащил ее на буксире тросом.

Погрузка отдыхающих на баржу осуществлялось около здания пожарной СМЗ, теперь на этом месте стоит здание заводоуправления.

Первый рейс на барже был сделан в 10 часов. Тогда все обошлось благополучно. Второй рейс начался около часу дня. Народу на баржу поместилось очень много, баржа была перегружена, но посадка самовольно продолжалась, всем хотелось уехать этим рейсом. Все не вошли, на берегу еще оставалось много народу во главе с духовым оркестром. Начальство требовало отправляться, но моторист на катере отказывался буксировать перегруженную баржу. Вроде даже одному из начальников пришлось написать расписку, что всю ответственность берет на себя. Впоследствии при расследовании он (начальник) был осужден, а расписка явилась доказательством в суде.

На середине пути на дне баржи уже была вода, началась течь бортов низко сидящей баржи. Когда же воды в барже набралось до колен, моторист поспешил к берегу, чтобы причалить. Баржа ткнулась носом в берег и народ разом подался вперед. Из-за этого баржа зачерпнула еще больше и стала тонуть. По словам некоторых очевидцев при подходе к берегу баржа вильнула, накренилась и зарерпнув некоторое количество воды перевернулась.

Почему-же было так много погибших на Нижнесалдинском пруду?

По ирониии судьбы, хотя трагедия и случилась практически у самого берега, но глубина Нижнесалдинского пруда тут составляет несколько метров. Материк - бывшее русло Салды реки проходил как раз в этом месте. Люди цеплялись друг за друга, поэтому тонули даже те, кто умел плавать.

Еще, по одной из версий, часть кварца, для перевозки которого и предназначалась баржа, не была выгружена и некоторые выпавшие за борт были покалечены этими камнями. Впрочем, другими свидетелями этот факт опровергается.

Салдинцы - герои того трагического дня.

Среди паники и сутолоки, которая возникла после того как люди оказались в воде, нашлись и те, кто не расстерялся и рискуя собственной жизнью, раз за разом бросались в воду и спасали людей, настоящие герои. Вся Нижняя Салда того времени знала одного из них, замечательного, обожаемого салдаманами человека - Сашу Смольникова из Полушат, моряка, участника войны. Немало людей обязаны ему жизнью.

Салдинский краевед Владилен Григорьевич Дьячков лично знал этого человека. Вот, что он рассказывает о нем в своих воспоминаниях: "Я был с ним лично дружески знаком. Он мне много рассказывал об этом случае. Кстати, он участвовал в штурме Севастополя и имел документы и грамоты, что является Почетным гражданином города Севастополь. У него было четыре толстых альбома с фронтовыми фотографиями и вызовами в Севастополь на празднование. Он ездил туда много раз и после о поездке интересно рассказывал. А рассказывал он - заслушаешься!"

Александра Самойловича Смольникова считали героем и в мирное время. Его знаменитое приветствие "Полундра!" повторяла вся Нижняя Салда, потому что Александра Самойловича и это простецкое выражение-жаргон моряков буквально прижилось среди жителей его родного города. Многие вместо "Здравствуй!" говорили "Полундра!". Его фамилию в Нижней Салде будут упоминать и через 100 лет.

Второй, не менее знаменитой, спасательницей была чемпионка области по плаванию, неоднократный призер чемпионатов Союза - Ванда Банных. Она спасла 19 человек, а 20-й, мужчина, схватился за нее мертвой хваткой и оба утонули. Их так и вытащили вместе.

Еще участвовали в спасении бывший фронтовик из Полушат - Тарасов. Он - единственный в Нижней Салде - имел полководческий орден "Александр Невский". Спасателями были Алексей Бортнов, Вадим Щукин. Еще три фронтовика, позднее - учителя школ: Темпалов Виктор Иванович, Ефимов Борис Викторович, Лихачев Петр Васильевич. Еремчук Александр Васильевич работал кузнецом на заводе - спас 7 или 8 человек.

Как хоронили утопших салдинцев.

Вся Нижняя Салда хоронила утопленников. Их несли из домов, где они жили, на руках до самого кладбища.

Духовой оркестр встречал у края Пятой Балковской (ул. Шульгина) очередного покойника, провожал до первых ворот кладбища, ворочались опять к Пятой Балковской - и снова с двумя-тремя гробами, поднесенными к этому времени, шли до кладбища. Несколько часов длились похороны. Похоронная музыка не прекращалась практически ни на минуту.

Вся Нижняя Салда рыдала. Плач был на каждой улице, где не в одном доме был покойник. В некоторых домах было даже несколько утонувших.

Кстати, на выезде из Нижней Салды по старой Верхнесалдинской дороге (Тагильский тракт) есть старое кладбище. По свидетльству старожилов Нижней Салды последними захороненными на нем были как раз несколько утонувших в тот трагический день - столь много было погибших.

Не было бы счастья, да...

Случилась и несколько необычная история. На затонувшей барке находились супруги Пятунины. Во время катастрофы муж несколько раз нырял за своей женой но не смог найти её в воде, но спас другую женщину, у которой утонул муж. Жена Пятунина тоже утонула. Так они между собой впоследствии поженитесь и счастливо прожили дальше.

Кто виноват в салдинской трагедии?

Культурно-массовое мероприятие - массовка, не была организована по всем правилам. Погибло много людей, а виновных в этом не меньше!

Неплохо бы перечислить всех руководителей завода, завкома, членов райисполкома и отдела культурно-массового сектора, кто допустил такую непоправимую ошибку.

Перевозка не была организована должным образом. Не было списка, не было ответственного за погрузку. Вместо организованной массовки случилась трагедия. Народ валил по собственной инициативе. Кто вперед - того и черед. Кто-то из менее высокого начальства пытался возражать, а более высокое начальство приказало - трогай! Не было списка, не было контролера, дежурного милиционера. Не было никакой четкой организации.

Чтобы восстановить обстановку трагического для Нижней Салды 27 июня 1948 года, надо еще много и долго работать.

      На основе воспоминаний нижнесалдинских краеведов Виктора Ивановича Голованова, Бориса Леонидовича Постылякова, Владилена Григорьевича Дьячкова опубликованных в газете "Салдинский рабочий" №№ 20, 21, 26 2014 год.

Материал "Кладбища и захоронения Нижней Салды".

 

Добавить комментарий

Комментарии проверяются в течении суток!
Сообщения с рекламой и прочий флуд не по теме попадают в спам.
Для исключения случайного попадания Вашего комментария в спам, рекомендуется подписываться человеческими именами с реальным адресом электронной почты.


Защитный код
Обновить

Подписка на новости сайта

Введите Ваш email:

Система Orphus

Яндекс.Метрика

 

Салдинский сайт.