Эту статью я нашел на сайте "Краеведческие страницы Красноуфимска" http://www.bibl-krasnoufimsk.ru/index.php/kraevedy/materialy-v-gankina/istoriya-dorogi/86-relsy-stalnykh-magistralej В ней говориться о первых рельсах Урала. Пропуская самое начало, скажу только, что первые рельсы выпускались из чугуна, но они не отличались особой прочностью для все увеличивающейся грузоперевозки. Далее продолжение статьи.
Со второй половины 19-го века начали распространяться катальные стальные рельсы. Первыми масштабное производство пудлингового металла и прокат из него рельсов освоили Выксунские заводы (сейчас это в Нижегородской области).
На Урале впервые такие рельсы стали выпускаться в Нижнесалдинском железоделательном заводе. Завод Николая Акинфиевича Демидова начал свое действие в ноябре 1760 года. Через 90 лет здесь начался выпуск стальных рельсов Чугунные же рельсы не выдержали испытаний временем: они не позволяли увеличивать вес поездов. Это стало возможно благодаря новому в металлургии: в Нижней и Верхней Салде тогда было четыре пудлинговых печи. Первый крупный бессмеровский цех на Нижне-Салдинском заводе был построен при активном содействии французского завода "Гиерр-Нуар", откуда были поставлены все необходимые чертежи и значительная часть машин и устройств. К этому времени владельцами этих заводов были Павел и Анатолий Николаевич Демидовы.
Главная же заслуга в выпуске столь нужной продукции для переживающей железнодорожный бум России принадлежит управляющему этими заводами Якову Семеновичу Колногорову. Он был выходцем из старообрядцев. "Вольную" получил именно за заслуги в деле освоения выпуска первоклассных рельсов. Трудовая деятельность у него завершилась в должности управляющего Нижне-Тагильским заводом. В 1844-45 годах девять тагильчан во главе со служителем Я.С. Колногоровым на практике обучались в Выксе пудлингованию и прокату рельсов. Если Колногоров был из числа талантливых самоучек, то его помощники были профессионалами - это С. Обухов и инженер-поручик Т. Усов. Салдинские рельсы проходили полный цикл изготовления - выпрямления, обрезку торцов, сверление отверстий для крепления. Уральские рельсы легли на первую полномасштабную линию Санкт-Петербург - Москва. Рельсы для нее сплавлялись по Чусовой. Затем салдинские рельсы использовались при сооружении Уральской горнозаводской дорога. При сооружении линии Санкт-Петербург - Варшава заказ был на 750000 пудов рельсов. Даже в таких относительно грубых изделиях, как рельсы, современники отмечали великолепное качество демидовского металла. На Всероссийской выставке 1870 года в Петербурге был выставлен рельс, отработавший на Московско-Нижегородской железной дороге семь лет и не имеющий особых повреждений.
При сооружении линии Казань-Екатеринбург в 1914-1919 годах пошли в дело именно рельсы Нижне-салдинского завода. Редкие экземпляры рельсов Московско-Казанской железной дороги можно пока что увидеть в самых неожиданных местах. Для таких счастливчиков небольшой совет: на шейке рельса написано: "МКЖД" (Московско-Казанская железная дорога); месяц и год выпуска; "Демидов", т.е. они или с Нижнего Тагила или Нижней Салды.
В заключении надо сказать, что по этим рельсам буквально ходят: в Янауле, Чернушке и Красноуфимске переходные мосты через железнодорожные пути сделаны из демонтированных рельсов Казанбургской дороги; эти переходы сделаны силами работников ПЧ-27 в 1960 году.
Валерий Ганькин
Газета "Вперед" - Красноуфимск, 28 окт. 2008 г.
Железнодорожные рельсы на на Салдинском заводе
Сообщения с рекламой и прочий флуд не по теме попадают в спам.
Для исключения случайного попадания Вашего комментария в спам, рекомендуется подписываться человеческими именами с реальным адресом электронной почты.