На сайте nachodki.ru можно купить фонари

Кокшаровский курган - памятник истории и культуры.

Кокшаровский курган - археологический памятник стариныНа территории салдинского района за более полуторавековую историю археологичеких раскопок выявлено более 70 памятников древности. Из них самым уникальным и загадочным является так называемый Кокшаровский курган.

Кокшаровский курган находится в 30 километрах от Нижней Салды и в нескольких километрах от Басьяновского торфяника, в семистах метрах от бывшего Второго поселка Басьяновского торфопредприятия на возвышенной равнине между рекой Тагил с юга и торфяником с севера на южном берегу Юрьинского озера. Курган имеет неправильную форму и растянут с запада на восток – около 40 метров, с севера на юг – около 30 метров, высота от 1,8 до 3 метров. Объем земли исчисляется более 2500 кубометров.

Кокшаровский курган. Басьяновский торфяник.Первым "раскопщиком" салдинской старины стал нижнетагильский учитель Иродион Матвеевич Рябов. В 1837 году он проводил разведку на Салдинском городище у деревни Нелоба в поисках стоянки первобытного человека. Но первым иследователем Кокшаровского кургана был нижнетагильского краеведа Дмитрий Петрович Шорин. В 1845 году он занимался "чудским бугром", собрал массу интересных находок. Именно по его рукописи Иродион Матвеевич Рябов чуть позже начал полномасштабные раскопки на Кокшаровском кургане.

В 1891 году уральский краевед И.М. Гендрихов обратился с письмом к Уральскому обществу любителей естествознания, в котором сообщал: "…этот курган назад тому года три или четыре раскапывал приезжавший на Урал с профессором Анучиным, кто, не мог узнать. Но, кроме черепков глиняной посуды, ничего не нашел…"

Наряду с курганом в районе Кокшаровского торфяника в кедровнике было раскопано так называемое Юрьинское селище, где были найдены полированные стрелы из сланца. Сам Кокшаровский курган находится посредине неолитического Юрьинского поселения, жителями которого он и был возведен. Многочисленные стоянки первобытного человека были обнаружены на южном и юго-восточном берегах торфяника.

В первой половине ХХ века раскопки на Кокшаровском кургане в связи с политическими событиями не велись. Возобновились они лишь в 1955 году благодаря Амалии Иосифовны Рассадович - тагильский археолог, научный сотрудник Нижнетагильского краеведческого музея. В 1955 - 60 годах она открыла здесь первую, вторую и третью Юрьинские стоянки первобытного человека и вторую Кокшаровскую. Раскопала поселение эпохи Неолита и исследовала западную часть кургана.

В 1966 году Кокшаровским торфяником заинтересовался Старков Вадим Фёдорович. Он заложил небольшой раскоп на первом Кокшаровском поселении. Провел визуальную разведку по берегам Юрьинского озера.

В 1964 - 67 годах было обнаружено несколько стоянок вне описываемого торфяника: Моршининская – около Шайтанского озера, Третьереченская – на берегу Нижнесалдинского пруда, Салдинская – на берегу Верхнесалдинского пруда, в верхней его части.

В 1979 - 81 годах на Кокшаровском торфянике трудился нижнетагильский отряд археологической экспедиции Уральского государственного университета под руководством Юрия Борисовича Серикова. Работа увенчалась большим успехом: было обнаружено 48 береговых и 7 торфяниковых стоянок, принадлежащих разным эпохам от каменной до бронзовой.

По мнению ученых, Кокшаровский курган – земляное сооружение искусственного происхождения, образованное в результате активной жизнедеятельности древнего населения Урала на протяжении шести тысячелетий – с эпохи раннего неолита (VI тысяч лет до нашей эры) по эпоху раннего железного века (I тысяча лет до нашей эры).

Памятники подобного типа единичны не только на территории Урала, но и всего Евразийского материка. Известны только два аналогичных холма ("чудских бугра", так их называли в дореволюционной археологии): Махтыльский и Усть-Вагильский, находящийся в Гаринском районе нашей области.

Существует три точки зрения на счет предназначения Кокшаровского кургана.

Первое: холм погребальное сооружение.

Второе: – курган – не что иное, как заурядное поселение.

Третья позиция: это крупный культовый и ритуальный центр, святилище (место, почитаемое людьми, как особое, необычное, где проводились обряды, направленные на обеспечение удачи в охоте, увеличение числа животных) союзов племен лесной зоны Урала и сопредельных территорий. Именно об этом свидетельствуют раскопки Кокшаровского холма, проведенные в 1995 и последующие годы екатеринбургскими археологами под руководством доктора исторических наук Александра Федоровича Шорина.

К сожалению, за то время, когда впервые стало известно о Кокшаровском кургане он неоднократно перекапывался. Археологические работы XIX века не во всех случаях были научны и планомерны. Курган неоднократно подвергался раскопкам "бугровщиков", которые не заботились о сохранности расположения слоев, находки не всегда четко фиксировались, и большинство из них разошлись по частным коллекциям. В 1950-х годах - начале 1960-х западная его половина исследована раскопками Амалии Иосифовны Рассадович, но материал остался неопубликованным. В 1964 г. юго-восточная часть холма уничтожена Басьяновским торфопредприятием. Отсюда экскаватором брался грунт для строительства гаража. Таким образом, нетронутой к 1995 году осталась только северная часть холма площадью около 100 кв. м.

Кокшаровский курган. Век XXI.

По словам руководителя последних экспедиций Александра Федоровича Шорина, Кокшаровский курган одно из самых интересных исторических мест на территории Урала.

Кокшаровский курган. Археологические находкиСреди обнаруженных предметов быта и орудий труда есть и весьма примечательные образцы удивительного мастерства наших далеких предков: каменные топоры, стрелы, скребки для выделки кож, самые различные образцы керамики. Поражает воображение изобретательность и смекалка людей каменного века, которые могли, без каких либо современных инструментов и приспособлений изготавливать очень практичные и даже красивые вещи и орудия. Так, по словам археологов, например, каменный топор не уступает по своим профессиональным качествам современному стальному. А наборный наконечник для стрелы из кости животного по своему результату применения напоминает результат применения разрывной пули. Что уж говорить о каменном ноже, который и спустя века столь же остр и хоть сейчас готов к применению!. По своему красива и посуда, изготовленная в каменном веке, покрытая разнообразным орнаментом. По предположениям ученых, искусство изготовления изделий из глины пришло в наши края с востока с женщиной. Даже в те далекие времена наши предки знали о недопустимости кровосмешения и потому брали в жены женщин из других племен. Вот таким образом, скорее всего, и передавались из поколения в поколение навыки изготовления, в частности, домашней утвари и изделий из глины.

Работы на Кокшаровском кургане для археологов, по словам Александра Шорина, еще на многие годы. Так что окончательная разгадка тайны возникновения кургана и его значение в жизни древних людей еще впереди.

Кокшаровский курган сегодня взят под охрану государства как ценный памятник истории и культуры. Часть археологических находок найденных на Кокшаровском кургане находится в Москве в Третьяковской галерее.

Использованы материалы книги Олега Журавлева "Другие записки провинциального журналиста."
Книга вторая Верхняя Салда 2012 год

Добавить комментарий

Комментарии проверяются в течении суток!
Сообщения с рекламой и прочий флуд не по теме попадают в спам.
Для исключения случайного попадания Вашего комментария в спам, рекомендуется подписываться человеческими именами с реальным адресом электронной почты.


Защитный код
Обновить

Подписка на новости сайта

Введите Ваш email:

Система Orphus

Яндекс.Метрика

 

Салдинский сайт.