Начало материала об истории народного театра в Нижней Салде.
В 1931 году в Нижней Салде появилось новое здание для клуба на 600 мест, которому присвоено имя Ленина. 1 мая прошло его торжественное открытие, а уже 2 мая на сцене шёл спектакль "Враги" по пьесе тагильского писателя Бондина. К зимнему сезону коллектив "Синей блузы" распался. Но уже в середине 30-х годов в клубе работал театр рабочей молодёжи "ТРАМ" под руководством А.Н. Сабинина.
Но такое шикарное здание так и просило не самодеятельный, а профессиональный театр. В 1932 году Нижнесалдинский завод металлургов, заводской комитет, райком ВКПб, Горсовет, райком ВЛКСМ стали добиваться от Москвы организации драмтеатра. При этом город и завод брали на себя обязательство, что содержание театра, его снабжение реквизитом и костюмами для постановок берут на себя.
И вот желание сбылось: в Нижней Салде появился Государственный драматический театр. Художественный руководитель - Развозжаев, режиссёр - Лозинский, художник - Гнездич, окончивший Парижскую академию художеств с золотой медалью, и 45 актёров. Труппа поставила всего 10 пьес: "Разлом" Лавренёва, "Коварство и любовь" Шиллера, "Страх" и "Поэма о топоре" Афиногенова, "Овод" по роману Войнич, "Доходное место" и "Гроза" Островского. Драмтеатр в Нижней Салде просуществовал только один сезон: его содержание выкачало денежные за-пасы завода, города, всех профсоюзов.
Труппу перевели куда-то на Волгу, кажется, в Саратов. Декорации, костюмы, всё имущество они увезли с собой в счёт погашения задолженности. Так печально закончилась деятельность профессионального Нижнесалдинского театра.
В эти годы, примерно с 1930 года, начал свою работу в клубе Виктор Яковлевич Ефимов. Сначала он руководил изокружком, а затем, с 1946 года, стал режиссёром народного драматического театра, бессменно руководя им более 25 лет. Режиссёра до сих по помнят многие жители Верхней и Нижней Салды.
Среди постановки из репертуара народного театра 30-х годов "Без вины виноватые" Островского, "Жорж Данден" Мольера, "Его жена" или "Тропа шпиона" А. Дюма.
В тяжелейшие годы Великой Отечественной войны театральный кружок продолжал свою работу под руководством Виктора Ивановича Усольцева. Здание клуба имени Ленина в 1942 году занял госпиталь... Участники театрального кружка приспособили для репетиций старый сарайчик.
Был в жизни театра такой факт. Когда госпиталь перебазировали в другой город, собрали не только больничный скарб. Увезли практически всё имущество клуба: ковры, дорожки, зеркала, шторы, даже личные вещи салдинцев. Директор клуба Капитолина Павловна Исунина прибегнула к помощи милиции и вернула несколько зеркал и сценические дорожки.
После эвакуации госпиталя театр вернулся в клуб. В 1942 году на областном смотре самодеятельности в Свердловске театр из Нижней Салды занял первое место, предоставив на суд жюри и публики спектакль "Не было ни гроша, да вдруг алтын" по пьесе Островского. Всю войну на салдинских подмостках шли репетиции, состоялось 14 премьер.
Известно, что в 1948 году в клубе работало два театральных коллектива. Первым руководил Виктор Ефимов, вторым Виктор Усольцев. Первый добивался больших успехов как у салдинского зрителя, так и на областных смотрах, и чтобы театр стал ещё лучше, решили вновь объединить усилия.
Это дало свои результаты. В дальнейшем постановкам народного театра да-вали очень высокую оценку как с технической, так и с художественно-идейной стороны. Например, творческой удачей коллектива критики назвали постановку 1952 года "Поздняя любовь" Островского. А ведь почти все исполнители ролей - рядовые рабочие заводов.
Радовали самодеятельные актёры зрителей и талантливой игрой, и ярки-ми образами, и костюмами, и декорациями. Но не только на интуицию и свой талант полагались кружковцы - самосовершенствовались, перенимали опыт профессиональных коллег. В 1953 году, например, коллектив работал над постановкой Л. Ошанина и Е. Успенской "Твоё личное дело". Узнали, что в Свердловске идёт этот спектакль, съездили, посмотрели, взяли на заметку, как лучше раскрыть характеры, которые они играют в пьесе.
75-летний юбилей коллектив драматического кружка праздновал широко. В честь этого события играли отчётные спектакли целую неделю! К этой дате о старейшем на Урале те-атральном самодеятельном кружке вышли статьи в журнале "Огонёк", газетах "На смену", "Уральский рабочий". Вот что писали СМИ о нижнесалдинском театре.
"Сегодняшние кружковцы, радующие своим искусством жителей Салды, в самую горячую пору - и осенью и весной - на полях, там, где они всего нужнее. На спектаклях кружка зрительный зал всегда переполнен. От первой постановки осталась непроходящей давняя традиция завоёвывать любовь зрителя. Отрадно, что в спектаклях рядом играют три поколения сегодняшнего кружка - пенсионеры труда К.П. Исунина и О.И. Дудина, старейший работник клуба Л.А. Дегтярь и экскаваторщик доменного цеха Н.П. Данилов, активисты коллектива контролёр ОТК Н.П. Бессонова, автогенщик А.Г. Трайгель, дежурный подстанции П.М. Тимофеев и совсем юный участник коллектива, рабочий прокатного цеха Коля Светличный.
Если бы вам удалось заглянуть на сцену перед началом спектакля, вы убедились бы, как вырос коллектив творчески. Вот придирчиво оглядывают свои костюмы их создатели - участники кружка, там идёт спор о решении какой-то сцены, в гримировочной опытные кружковцы гримируют молодёжь, а с теми, кто уже совсем готов к спектаклю, режиссёр В.Я. Ефимов ещё раз подвязывает узлы декораций, многие из которых написаны его руками. Под руководством опытного режиссёра-любителя Виктора Ефимова кружковцы очень серьёзно работают над каждым спектаклем: внимательно изучают эпоху, обстановку, характеры. Здесь регулярно проводятся занятия по актёрской технике и гриму, беседы о мастерстве, проходил даже кинолекторий по истории искусства".
По материалам Марины Упоровой
Продолжение: История Нижнесалдинского Народного Театра. Часть 3
Сообщения с рекламой и прочий флуд не по теме попадают в спам.
Для исключения случайного попадания Вашего комментария в спам, рекомендуется подписываться человеческими именами с реальным адресом электронной почты.