Предприятие НИИМАШ - "Научно-исследовательский институт машиностроения" зародилось в далеком 1958 году как филиал Московского НИИ-1, сейчас это Исследовательский центр имени М.В. Келдыша, который является в настоящее время головным институтом для НИИМАШ. Но прежде предприятие НИИМАШ возникло сначала, как завод Б-175, когда в 1956 году в Нижнюю Салду прибыл опытный, умный руководитель Михаил Григорьевич Миронов, который смело, форсировал события. Изучив все до мелочей не только в Нижней Салде, но и в ее окрестностях, незамедлительно приступил к строительству производственных объектов будущего предприятия НИИМАШ. Он находил оптимальные решения и с точки зрения секретности. Строительство еще только разворачивалось, но Миронов уже привез сюда самых ярких и перспективных конструкторов". 1 сентября 1958 года на основании приказа по авиации Совмина СССР № 356 в городе Нижняя Салда основан филиал НИИ-1.
Из Москвы, Харькова, Казани, Днепропетровска и других центров космической мысли страны в Нижнюю Салду съезжались ученые, инженеры, строители. А на рабочие специальности в институт стремилась любой ценой попасть местная молодежь, которая на всю секретность проекта, явно догадывалась, что новое предприятие будет связано с космосом.
Почему-же выбор пал на город Нижняя Салда? В свое время наша авиационная промышленность приметила это место вблизи города Нижняя Салда для производства и испытания ракеты под многообещающим названием "Буря". По одной из версий, новый завод № Б-175 мог таким образом делать, в частности, двухступенчатую баллистическую ракету "Буря". Но в последний момент это дело было отдано под нужное дело – испытание и изготовление ракетных двигателей для космических аппаратов.
Началось строительство производственных объектов, в том числе и 101-го комплекса, 4 стендов для испытаний азотно-кислотных стендов жидких ракетных двигателей (ЖРД). Но если завод Б-175 предполагалось строить на месте нынешнего механосборочного цеха 103 (площадка "Б"), то гораздо более опасные испытательные стенды перенесли подальше от города, на объект "А", который был и остается, по сей день главной испытательной площадкой предприятия НИИМАШ. Стройку с первого до последнего дня осуществляли военные строители.
Всего за несколько лет был создан самодостаточный промышленный комплекс в составе научного, конструкторского, производственного и испытательного комплексов, каждый из которых был уникален. Все было сделано для того, чтобы разработка новых ракетных двигателей проходила полный цикл, от рождения идеи и чертежа до воплощения в материале и всех последующих испытаний.
Осенью 1961 года, когда еще полным ходом шло интенсивное строительство базы испытаний жидкостных реактивных двигателей (ЖРД) из Москвы в город Нижняя Салда был направлен для организации научно-исследовательской работы Евгений Григорьевич Ларин, как имеющий опыт работы в этом направлении. Он создал и возглавил на предприятии научно-исследовательский отдел, коллектив которого занимался экспериментированием, исследованиями, изучением и подготовкой испытаний ракетных двигателей, обобщением результатов.
Первым главным технологом предприятия НИИМАШ был Петр Александрович Василевский. Необходимость создания отдела главного технолога (ОГТ) была продиктована подготовкой производства к изготовлению фасонных деталей и нестандартного оборудования систем строящихся стендов для испытания жидкостных реактивных двигателей (ЖРД) и других агрегатов и систем ракетно-космической техники.
С целью исследований внутри камерных процессов жидкостных реактивных двигателей был создан испытательный комплекс №101. Первая очередь строительства, а именно стенды №1,2, были сданы в эксплуатацию по акту приемки, утвержденному Директором Мироновым в конце 1961 года.
В июне 1962 года начал работать первый испытательный стендовый комплекс НЭО-101. Первым его начальником назначили грамотного инженера и умелого организатора Авенира Александровича Темпалова. Деятельность комплекса началась с обучения будущих испытателей. Стенд в то время целиком работал по программе НИИ-1.
1962 год стал отправной точкой в истории НИИМАШ, с которой начался отсчет деятельности по основной тематике. 17-18 июня на стенде №2 испытательного стенда состоялось первое огневое испытание модельного жидкостно реактивного двигателя тягой 100 кг. завода имени Климова. Кнопку "Пуск" нажал механик Виктор Александрович Щукин. Из воспоминаний первого заместителя директора филиала НИИ по капитальному строительству В.И. Бугрова: "…К 22 часам было все готово к пуску, каждый занял свое место, мы не сводили глаз с циферблата своих часов, предварительно сверенных, считая каждую пройденную секунду. Я забыл, что существует мир, что это очередной мой "аттестат зрелости" строительства еще одного предприятия одной из отраслей народного хозяйства. Эти минуты и секунды не входят ни в какое сравнение с самым захватывающим зрелищем, какое бы оно ни было, свершилось чудо, от радости у многих блестели глаза…".
Первое огненное испытание показало полную пригодность системы стенда для проведения научно-исследовательских работ с жидкостными ракетными двигателями. С этого момента началась ответственная и напряженная работа, сопряженная с различными опасностями и техническими сложностями.
Весной 1963 года предприятие НИИМАШ получило заказ на испытания и разработку 15-тонного ракетного двигателя, разработанного ленинградскими конструкторами. Комплекс испытаний был переведен на новые компоненты - гептил и амил, проведена доработка испытательных стендов.
Во второй половине 60-х годов в связи с усиленным освоением космоса в стране возникла острая необходимость в жидкостных ракетных двигателях малой тяги (ЖРДМТ) для управления космических летательных аппаратов. Совместно с заводом имени В.Я. Климова на НИИМАШ осуществлялась программа совместных исследований, для выявления закономерностей в протекании рабочего процесса в космических станциях и получения высокоэкономичного и устойчивого процесса горения в камерах.
Начиная с 1966 года, характер научно-исследовательских работ, проводимых на НИИМАШ, существенно изменился. В апреле 1967 года конструкторское бюро НИИМАШ, в соответствии с указаниями главного управления приступило к разработке изделий, работа по которым продолжается и в настоящее время.
Инициативная группа сотрудников НИИМАШ во главе с начальником опытно-конструкторского отдела Александром Константиновичем Быковым уже имела определенные наработки в этом направлении. Пока в конструкторском бюро решались задачи по доводке и испытаниям ракетных двигателей главного конструктора С.П. Изотова, группа салдинских конструкторов, на общественных началах, работая два раза в неделю по 20 часов, разрабатывала эскизный проект на кислородно-водородный ракетный двигатель тягой 102 тонны, и тут же специалисты корпели над проектом завода по его изготовлению.
Весь 1967 год ушел на анализ отечественных и зарубежных разработок, и наконец, был сделан выбор основных параметров ракетных двигателей малой тяги, выполнены расчеты, выпущен эскизный проект и начато изготовление двух камер сгорания и подготовка к огневым испытаниям на смежных предприятиях. На стендах НИИМАШ проведено 62 испытания ракетных двигателей четырех наименований.
В 1969 году, на НИИМАШ, создан новый тип ракетного двигателя. Впервые в России двигатель управлялся клапаном с "мягким" (фторопласт по металлу) уплотнением. В результате этих решений достигнуто уменьшение массы ракетного двигателя в 2 раза. Заслуга в этом одного из ведущих конструкторов предприятия НИИМАШ Фарафонова Юрия Ивановича. До него использовалось уплотнение металла по металлу.
В апреле 1974 года был пущен в строй новый Механический цеха 103.
Читайте далее: Ракетные двигатели предрпиятия НИИМАШ и орбитальная космическая станция "Салют".
Сообщения с рекламой и прочий флуд не по теме попадают в спам.
Для исключения случайного попадания Вашего комментария в спам, рекомендуется подписываться человеческими именами с реальным адресом электронной почты.