На сайте nachodki.ru можно купить фонари

Церкви.

Первые культовые сооружения Нижней Салды были деревянные: кержацкая часовня, построенная в 1758 году, и православная церковь, сооруженная в 1764 году во имя великомученика Никиты, с двумя приделами. Построенная на ее месте каменная церковь в начале XIX века посвящалась уже Николаю Чудотворцу, а два придела были посвящены великомученику Никите и святому мученику Власию.

Кержацкая часовня.

Первая раскольничья часовня в Нижней Салде была построена в 1758 году, то есть за два года до пуска завода.

Кержацкая церковьВ 1828 году простоявшая 70 лет часовня сгорела, через год была построена новая, в ней совершали обряды крещения, венчания и отпевания раскольники, а также единоверцы. Старостами при часовне были Захар Петров, Тимофей и Александр Григорьевы Головановы, а также Степан Степанов Голованов. 20 ноября (подругим данным еще в сентябре) 1836 года по донесению исправника Нижнесалдинского завода часовня была закрыта и запечатана, так как была построена вопреки указу правительства, запрещающего строить раскольничьи часовни. Прихожане были вынуждены проводить моления в крестьянских избах, что тоже преследовалось. Раскольники неоднократно обращались к руководству завода с просьбой распечатать часовню.

В 1828 - 1832 годах в Нижней Салде создается Единоверческое общество, которое после закрытия часовни тоже обращается к руководству завода с просьбой построить свою небольшую Единоверческую часовню. «Мы с горечью видим, что от неимения удобного на собрание места, некоторые охладевают к соборной молитве», – пишут они в обращении. В этот период среди раскольников «наблюдается колебание умов», появляется мнение о необходимости присоединиться к Единоверческой церкви, и они «склоняются к согласию принять священников».

Получив отказ, раскольники обратились с письмом к Императору, указывая, что часовня была построена по «изволению директора и находящихся при нем приказчиков Луки Степанова и Макарова». Из 500 членов старообрядческого общества письмо подписали 26 человек.

В большой переписке и судебном деле по поводу этого строительства отмечалось, что "часовня строилась позади усадеб, в местах не видных и не отличающихся от домовых строений", к тому же в то время салдинское начальство само способствовало постройке. Многие письма и прошения подписаны в том числе Я.С.Колногоровым, считавшимся единоверцем.

Из документов в деле «О раскольничьей часовне» можно сделать вывод, что руководство Нижнетагильскими заводами считалось с мнением раскольников, но в то же время в секретной переписке есть такое свидетельство: в письме от 25 июня 1837 года Павлу Николаевичу Демидову указом Государя Императора «повелевалось не назначать раскольников на должности управляющих и приказчиков, а выбирать на сии должности православных». В ответ на это письмо Управляющий заводами писал, что «для уменьшения старообрядцев на наших заводах приняты кроткие и действенные меры: в существующие при заводах училища положено принимать тех, кто ходит в церковь, таким образом, старообрядцы, желая, чтобы их дети находились в служительском штате, отдают их в училища на таких общих основаниях».

Только в 1842 году Его Императорское Высочество повелело "раскольничью часовню передать в ведение единоверцев для обращения оной в единоверческую церковь со всем ее имуществом". 16 июля 1842 года в торжественной обстановке часовня была распечатана. Открытие часовни способствовало принятию единоверия многими раскольниками, и, как сообщалось официально, «все с большим удовлетворением они совершали там обряды». При передаче часовни присутствовали единоверческие священники Дмитрий Козельский и Иван Пырьев.

Для тайных собраний маленькой раскольничьей часовенки хватало, а для легальных молитв в единоверческой часовне было очень тесно. Поэтому решено было построить каменную единоверческую церковь. Выбрали высокое место на берегу пруда (в 50 годы ХХ века на этом месте построили двухэтажные дома, а сам район в народе прозван "Кержаки"). Демидовы выделили средства, и на месте застройки было снесено шесть усадеб.

28 сентября 1857 года был заложен храм по проекту архитектора Алексея Белова во имя Святой Церкви и Чудотворца Николая. К декабрю 1863 года постройка церкви была закончена, но для украшения церкви требовалась весьма значительная сумма. Совет управления отказался выдать необходимые средства, так как "с освобождением людей от крепостной зависимости церкви и все общественные учреждения перешли на попечение самих обществ".

Подрядчик при строительстве церкви И. З. Петров взял ссуду в банке под залог имения, так как зарплату строителям задерживали. В результате пожара имение сгорело, но завод выделил деньги на погашение долга. Дело о достройке церкви рассматривалось в Пермском губернском правлении, и в конце концов Павел Павлович Демидов выдал нижнесалдинскому обществу 2500 рублей серебром на достройку церкви. В 1867 году церковь была освящена.

Никольская церковь.

Никольская церковь, каменная, трехпрестольная по проекту архитектор Александра Петровича Чеботарева заложена в 1826 году (впрочем, существует версия, что архитектором храма является Е.И. Димерт). Построена на средства заводовладельцев Демидовых. Главный храм во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского. Правый придел во имя вмч. Никиты. Левый придел во имя сщмч. Харалампия. Церковь была построена в 1829 году, а освящена 22 августа 1834 году.

В планировочном и композиционном отношении здание церкви размещено с большим мастерством и составляло единый ансамбль с заводскими зданиями и сооружениями. Никольская церковь была запроектирована и выполнена в дорическом ордере как прекрасный образец русского классицизма.

Каменный храм относит к центрическому типу зданий. Композиция состоит из четырех строгих геометрических объемов. Средокрестие увенчано сферическим куполом на световом барабане-ротонде.

Все детали архитектурного убранства фасадов и интерьера выполнены с большим мастерством, вкусом и чувством меры. А.П.Чеботарев был большим мастером и непосредственно руководил сооружением здания. К кубическому массиву церкви, увенчанному барабаном и куполом со световым фонарем, с западной стороны примыкала двухъярусная колокольня, завершенная высоким шпилем. Западный, северный и южный фасады подчеркнуты четырехколонными портиками дорического ордера со своеобразной римско-дорической формой капители, завершенными треугольным фронтоном.

Убранство интерьера отличает замечательная лепнина купола, обработанного рядами кессонов, перспективно уменьшающихся к центру. Соответственно каннелированным колоннам к стенам приставлены также каннелированные пилястры. Под капителями расположены лепные розетки. Окна оформлены сандриками на кронштейнах-модулях.

Никольская церковь является памятником архитектуры эпохи расцвета русского классицизма начала XIX века. Если говорить поэтическими образами, то можно сказать, что это маленькая часть Петербурга в Нижней Салде.

На колокольне церкви были установлены часы с боем. При разделе имущества Акинфия Демидова башенные часы в числе Других вещей достались Никите Акинфиевичу, который задумал починить их и приспособить к действию. Говорили, что когда-то Петр I привез эти часы из Голландии и подарил их Демидову. В середине XVIII века они вышли из строя и долго бездействовали, никто не мог их починить. В 1771 году заводчик направил на Нижнетагильский завод инструкцию, состоящую более чем из 50 пунктов, один из которых был посвящен часам. Демидов писал: "Доставшиеся по разделе разобранные башенные часы по приезде Жепинскому (талантливый механик Нижнетагильского завода) велеть собрать, а чего недостает, то приделать и употребить на Салдинском заводе, и буде льзя, то поставить оные на колокольне". Заводская контора сообщала Демидову, что "доставшимся от Невьянского завода часам (Жепинский) собрал, и вновь приделал принадлежность, и действительно на Нижнесалдинском заводе в действие привел, и действуют ныне изрядно".

В настоящее время Никольская церковь является памятником архитектуры эпохи расцвета русского классицизма начала XIX века. Можно сказать, что это маленькая часть Петербурга в Нижней Салде.

Материал о Никольской церкви - Храме Николая Чудотворца в серии статей Храм Николая Чудотворца.

Храм Александра Невского.

Инициатором создания и руководителем строительства храма Александра Невского был управитель Нижнесалдинского завода Константин Поленов.

В одно возвышенное место в Нижней Салде часто ударяла молния, и возникали пожары. Поленов рассудил, что на этом месте нужно построить высокое кирпичное здание (церковь) с громоотводом.

Примерно в 80-х годах 19 века начинается накопление средств на постройку: добровольно удерживаются деньги с зарплаты работающих на заводе, собираются пожертвования горожан.

Проект церкви в русско-византийском стиле был создан Петербургской Академией художеств. Архитектором храма является Сергей Сергеевич Козлов – архитектор Екатеринбурга, а позже – епархиальный архитектор. В середине 90-х началось строительство. Работа предстояла грандиозная! Изготовлением красного кирпича занимались в огнеупорном цехе. Для раствора применяли гашеную известь, кислое молоко и тухлые яйца. В 1902 году в составе группы в Нижнюю Салду для росписи храма приезжает студент второго курса Петербургской Академии художеств Владимир Александрович Кузнецов

Церковь построена из камня, стоит на подвальном этаже. Храм относится к центрическому типу, имеет сложную объемно-пространственную композицию. Промежутки между четырьмя прямоугольными выступами, образующими крест, заполнены более низкими объемами с диагональными стенами по сторонам прямого угла.

Фасады расчленены тягами, первая из которых отделяет цоколь, вторая объединяет портальные арки и архивольты окон. В порталы, углы, а также в простенки тройных окн западного выступа и алтаря введены колонки. Этот же мотив используется в оформлении барабанов и постаментов малых куполов.

Барабан центрального купола – световой, рустован, украшен аркатурой с подобием гирек и имеет аттик с круглыми окнами-люкарнами.

Из других декоративных мотивов можно также отметить сухарики, крестообразные углубления и пояс ширинок.

Плитка из красного мрамора, которой выстлан пол в алтаре и алтарной части двух приделов, привезена из Нижнего Тагила. А плитка, которой выстлан весь остальной пол храма – из Франции! Доказательством этого служит восстановление надпись на ее оборотной стороне – «SAONE – LOIRE PARAY-LEMONIAL» - плитка изготовлена в департаменте Сона и Луара, в маленьком городке Паре-ле-Мониаль. Это удивительно! Частичка Франции в Нижней Салде! Предположительно заказал эту плитку Грум-Гржимайло. В статье известнейшего металлурга под названием «Иосиф Михайлович Смирнов», которая хранится в музее НСМЗ, говорится о том, что в самом конце 19 века Грум-Гржимайло три раза побывал в заграничных поездках. Целью их было приобретение оборудования для новой прокатной фабрики в Нижней Салде. Владимир Ефимович пишет: «Я посетил лучшие заводы Германии, Франции, Бельгии». И о строительстве храма на родной земле не забыл. Плитку заказал во Франции, лучшего качества, метлахскую. Этой удивительной красоты плиткой пол храма идеально ровно выложил талантливейший механик завода – Иосиф Михайлович Смирнов. По сей день чудеснейший «ковер» восхищает прихожан храма!

Освящение храма произошло 24 мая 1905 года, по новому стилю 6 июня. Об этом великом событии для города мы читаем в Екатеринбургских Епархиальных ведомостях 1905 года: «23 Мая утромъ Владыка прибылъ въ Нижне-Тагильскiй заводъ и, не останавливаясь здесь, по горно-заводской железной дороге проследовалъ въ Нижне-Салдiнский заводъ и прямо съ поезда направился в приходскiй храмъ. Здесь он былъ торжественно встреченъ духовенствомъ, при большом стеченiи народа, причемъ предъ входомъ въ храмъ, ему поднесены были представителями прихода хлебъ и соль и прочитан адресъ. Вечером Архипастырь совершилъ, при громадном стеченiи молящихся, всенощное бденiе во вновь сооруженномъ прекрасномъ и величественномъ храме во имя св. благовернаго князя Александра Невского, а на другой день, 24 Мая, въ 7 ч. Утра освященiе сего храма и в немъ божественную литургiю, въ конце которой обратился къ молящимся съ прочувствованным словомъ о значенiи храма».

Храм оставался действующим до марта 1930 года.

Вновь возвращен церкви в 1989 г. и освящен 15 ноября 1990.

Источник:

Книга "Нижняя Салда"  Автор-составитель И.Н.Танкиевская

© Издательство Уральского университета, 2000г.

 

Источник 2: 1-й выпуск сборника "Сплетались времена, сплетались страны…”, 1997 год.

Источник 3: Марина Упорова - "Городской вестник." 2010 год 3 июня.

Статьи:

Статьи из категории Церкви.

"Водружение креста на восстанавленный Храм Александра Невского."

"Сведения по церквям Нижней Салды по данным Екатеринбургской епархии за 1887 год."

Из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии." Церкви Нижней Салды 1902 год.

 

Добавить комментарий

Комментарии проверяются в течении суток!
Сообщения с рекламой и прочий флуд не по теме попадают в спам.
Для исключения случайного попадания Вашего комментария в спам, рекомендуется подписываться человеческими именами с реальным адресом электронной почты.


Защитный код
Обновить

Подписка на новости сайта

Введите Ваш email:

Система Orphus

Яндекс.Метрика

 

Салдинский сайт.