Мария Якимовна Алексеева (Колногорова), жена инженера Салдинских заводов Н. И. Алексеева, проживавшая по Кирпичной улице, была заметным явлением в культурной жизни заводского поселка 70-х годов XIX века. Прекрасная пианистка и любительница музыки, она устраивала музыкальные вечера, но это были вечера лишь для замкнутого круга заводской аристократии. В то время в Нижней Салде уже устраивались и театральные постановки. Неизвестно, была ли в то время постоянная театральная труппа или это были редкие постановки в зависимости от случая. Именно благодаря случаю режиссером театральной постановки в 1878 году оказался Д. Н. Мамин-Сибиряк. В своем письме к брату от 21 февраля 1878 года он писал: "Иногда приходится уходить в 10 часов утра, а возвращаться в 10 часов вечера, что происходило до сих пор благодаря, с одной стороны, моим хлопотам по определению на службу, другой — уроку, и, наконец — моему участию в недавно состоявшемся здесь спектакле, участию в качестве режиссера".
После отъезда Мамина и Алексеевой из Нижней Салды К. П. Поленов сетовал: "Без Марии Якимовны наше салдинское общество заметно потускнело".
Любительские домашние спектакли были в то время очень модны в среде уральской заводской интеллигенции, и можно предположить, что спектакль, поставленный Д. Н. Маминым, был не первым спектаклем в Нижней Салде. Как бы то ни было, этот факт говорит о том, что Нижнесалдинскому театру уже гораздо больше 100 лет.
По воспоминаниям участника театральных постановок начала XX столетия П. С. Тютина, в 1882 году театральным кружком в Нижней Салде руководила жена управителя завода Мария Александровна Поленова. Постановки спектаклей проходили на чердаке дома управителя завода и, конечно, доступа рабочим туда не было. Сохранились названия поставленных спектаклей (1882 год): "Жених по доверенности" Кони, "Правда хорошо, а счастье лучше" Островского.
Высота крыши поленовского дома была больше высоты бревенчатого сруба, и поэтому чердачное помещение было вполне пригодным для большого зала. Освещалось оно множеством маленьких окон. Постановки проходили только в летний период, а зимой заучивали роли, репетировали. По воспоминаниям участника театральных постановок с 1897 года В. Ф. Шамарина, жена Поленова руководила театром вплоть до своего отъезда в Екатеринбург. Салдинцы называли женой Поленова Ольгу Константиновну Нешкодны, официально считавшуюся экономкой. После смерти Марии Александровны Поленовой в начале 80-х годов XIX века О. К. Нешкодны стала гражданской женой Константина Павловича, и, по сути дела, она была организатором театральных постановок в конце XIX века.
Салдинцы очень бережно и, можно сказать, трепетно относились к своему театру и тому, что связано с ним. В памяти театралов сохранились не только названия сыгранных пьес, но и афиши почти столетней давности. Вот репертуар театра в конце XIX века:
1888 — "Парижские тряпичники";
1897 — "Мачеха", "Теща в дом — все вверх дном", "Барышня и телефон" (этот репертуар брался из приложения "Домашний театр" к журналу "Родина");
1898 — "Три врача на одно пятнышко";
1899 — "Каторжник";
1900 — "Не ищи в селе, а ищи в себе".
После отъезда Поленова спектакли на чердаке дома прекратились. Решено было организовать театр в здании старых конюшен. Участники театральной труппы устраивали различные спектакли, лотереи, сборы шли в пользу нового театра.
Таким образом, можно сказать словами Д. Н. Мамина-Сибиряка, что Нижняя Салда (Ключевской завод) "походил не столько на заводской поселок, сколько на небольшой уездный городок".
К концу XIX века Нижняя Салда по численности населения (около 13 тыс. чел.) была больше таких городов, как Верхотурье, Невьянск, Кушва.
Источник:
Книга "Нижняя Салда" Автор-составитель И.Н.Танкиевская
© Издательство Уральского университета, 2000г.
Сообщения с рекламой и прочий флуд не по теме попадают в спам.
Для исключения случайного попадания Вашего комментария в спам, рекомендуется подписываться человеческими именами с реальным адресом электронной почты.