В период празднования своего 100-летнего юбилея, которое состоялось 30 октября 1860 года, завод имел 13 каменных корпусов, в которых размещались следующие устройства:
Печей
-пудлинговых — 4,
-сварочных —16,
-отражательных — 2,
-сталелитейных — 7,
-древосушильных — 18,
-известковообжигательных — 1;
Горнов
-кричных — 10,
-гвоздарных — 2,
-кузнечных — 46.
Катальных машин — 5;
Молотов
-кричных — 8,
-гвоздарных — 6,
-гладильных — 2;
Тестовой паровой молот в 121 пуд — 1;
Ножниц — 3;
Круглых пил для обрезки рельсовых концов — 2;
Прессов
-промывальных — 1,
-правильных — 7;
Токарных рам
-больших — 4,
-малых — 2;
Кричные меха — 1;
Дровопилки с четырьмя дровокольными топорами — 1;
Мукомольная мельница о четырех поставах — 1;
Лесопильная мельница о двух рамах — 1;
Толчея для камня и черепа — 1;
Слесарная фабрика — 1;
Столярная фабрика — 1;
Паровых машин — 3 (1-я — в 70 сил, 2-я — в 12, 3-я — в 80).
При заводе состояло 4445 человек рабочих, из которых употреблялось в работу 2372 человека.
За сто лет своей работы Нижнесалдинский завод выделал 12 394 100 пудов железа, а за пять лет с начала рельсопрокатного производства было изготовлено 1 720 000 пудов рельсов.
На Урале в 1860 году кричным способом производилось еще 50% железа. Пудлингование было введено лишь на 22 заводах и в незначительных размерах.
Самое высокое производство пудлингового железа было на Нижнесалдинском заводе, где его производилось до 450 тысяч пудов в год, но и кричное производство сохранялось еще длительное время.
Таким образом, завод "встал в ряду лучших заводов Урала".
Перевозки чугуна на Нижнесалдинский завод возросли, и поэтому начиная с 1858 года было налажено судоходство между Салдинскими заводами. Обосновывая свой проект, Колногоров писал А. Н. Демидову: "...водное сообщение между заводами, кроме выгод в экономическом отношении, необходимо, ибо затруднение в ежедневной поставке так велико, что часто не находим, как выйти из этого положения, особенно в распутицу".
При помощи трех барок ежедневно перевозилось до трех тысяч пудов, а за навигацию — до 300 тысяч пудов железа и чугуна.
Были и несколько экзотичные виды транспорта.
В конце 70-х годов "самоход для возки тяжестей" курсировал между Нижней и Верхней Салдой. В народе его называли "паровой слон" из-за неповоротливости и неуклюжести. И создал его не П. С Усов, как ему это приписывалось, а Амос Алексеевич Черепанов. Мощность его была 6 лошадиных сил, грузоподъемность — 100 пудов, а скорость 10—12 километров в час. Ведущие колеса для большого сцепления с полотном дороги имели диаметр 5 футов, передние — 3 фута. Дрова, уголь и вода размещались в повозке, которую он тащил за собой.
Работал этот своеобразный трактор до конца XIX столетия, пока не застрял в грязи на обочине дороги.
Сформировавшиеся за столетний период работы Нижнесалдинского завода собственные кадры мастеровых позволили заводу завоевать передовые позиции в развитии промышленности Урала в середине XIX века.
Источник:
Книга "Нижняя Салда" Автор-составитель И.Н.Танкиевская
© Издательство Уральского университета, 2000г.
Сообщения с рекламой и прочий флуд не по теме попадают в спам.
Для исключения случайного попадания Вашего комментария в спам, рекомендуется подписываться человеческими именами с реальным адресом электронной почты.