Первенство изобретения первой электрической лампочки делят американский изобретатель и предприниматель Томас Эдисон (1879 год) и русский электротехник П.Н. Яблочков. Он автор так называемой "свечи Яблочкова" - дуговой лампы, изобретенной им в 1876 году. Чуть раньше, в 1874 году другой русский ученый А.Н. Лодыгин изобрел первую в мире угольную лампу накаливания. Но есть, малоизвестный в широких кругах, особенно за рубежом другой выдающийся изобретатель, опередивший их - управляющий Нижнесалдинского рельсопрокатного завода Константин Павлович Поленов.
В Нижней Салде, у ворот проходной Нижнесалдинского металлургического завода есть мемориальная доска. Её текст гласит: "Здесь родина русского способа бессемерования малокремнистых чугунов, открытого выдающимся русским металлургом К.П. Поленовым в 1876 г.".
Русский металлург, внесший многочисленные нововведения при выплавке стали и в рельсопрокатном производстве, прославился ещё и тем, что задолго до Лодыгина и Яблочкова в конце 1860х годов сконструировал, а в 1870 - 1871м применил на Нижнесалдинском заводе электрическое освещение. К.П. Поленов не только изобрел свой "волшебный фонарь", но и осветил при помощи него заводскую контору и площадь перед ней. Свет был настолько сильным, что Поленов делал попытки применить свое изобретение как источник яркого освещения для проецирования на экран непрозрачных картин, по-современному - слайдов.
Но как Константин Павлович мог додуматься до такого своеобразного инженерного открытия. Оставалось только строить предположения. По-видимому, Поленов много раз, наблюдавший за нагревом и свечением в плавильных плечах раскаленного угля, следил за превращением энергии нагрева в световую энергию. Как человек начитанный наверняка знал о тепловом воздействии электрического тока. Поленов вполне мог попытаться нагревать угольный стержень. С другой стороны, необычно яркий свет для проекционного фонаря, о чем свидетельствовали современники, в 1870х годах можно было получить, только используя вольтову дугу. Но для вольтовой дуги потребовалось бы как минимум несколько десятков, если не больше, гальванических элементов. Конструкция стала бы громоздкой, что для инженерного решения - большой минус. Словом, суть вопроса осталась невыясненной.
Наиболее информативным из всего, что было опубликовано об изобретении Поленова и приоткрывающим эту тайну является некролог, изданный в 1908 году в Перми в виде брошюры, написанной неизвестным автором. В нем написано следующие: "Изобретательность К.П. Поленова не ограничивалась заводской сферой. Он много работал над практическим применением электричества, и задолго до Яблочкова придумал электрическое освещение. На Салдинской заводской конторе ещё в 1870-х годах по вечерам зажигался электрический фонарь, когда их не было ни в одном из европейских городов и заводов. Свое электрическое освещение Поленов применил для волшебного фонаря и получил, благодаря этому, возможность пользоваться непрозрачными картинами, совершенно одинаково с прозрачными. Много лет он работал над применением электричества к музыкальным инструментам. Изобретенный им прибор мелодром давал возможность каждому, с помощью особых нот, играть на фисгармонии без всякого предварительного обучения. Мелодром был любимым изобретением Константина Павловича, и он не переставал совершенствовать его до конца жизни. Будучи в Екатеринбурге, Поленов придумал приспособление для пользования током от электрической станции, вместо гальванической батареи, которую он применял в Салде".
Российский историк техники В.В. Данилевский, которому были доступны самые закрытые архивы, писал по этому поводу в 1948 году: "Не исключена возможность, что ещё найдутся документы с описанием его изобретений, в том числе его электрического фонаря, устройство которого неизвестно".
В музее Д.Н. Мамина-Сибиряка, кстати друга К.П. Поленова, в Екатеринбурге хранится старинная групповая фотография 1870 года сотрудников конторы Нижнесалдинского завода вместе со своим управляющим К.П. Поленовым, снятая возле "волшебного фонаря". Уникальность этой фотографии в том, что на в руках стоящего в центре Поленова находится не проекционное устройство, как предполагалось, а его осветительная часть - искомый электрический фонарь. Фотография оказалась в музее в 1953 году. Её передала на хранение учительница из Нижней Салды Н.С. Милютина, которая справедливо полагала, что это изображение Поленова, друга Мамина-Сибиряка, есть ценный экспонат, и музей знаменитого писателя Урала - место его надежного хранения. Но поскольку музеи этот литературный, то никому из историков техники не приходило в голову порыться в его архивах. Однако, опытному инженеру достаточно одного взгляда, чтобы оценить в деталях всю конструкцию и принцип работы электрической лампы Поленова.
Групповой снимок сотрудников правления Нижнесалдинского завода.
В центре с электрическим "волшебным"фонарём - К.П. Поленов.
На двух стоечном постаменте крепится сферический рефлектор с верхним и нижним овальными отверстиями. В фокусе рефлектора размещены два электрода. Один из них - верхний - толстый, изготовлен из графита, а нижний - тонкий, вероятно, металлический. Отверстия в рефлекторе служат для свободного перемещения червячных втулок электродов навстречу друг другу, что необходимо как для возбуждения вольтовой дуги, так и для восстановления зазора по мере сгорания графита. Держатели электродов - втулки с винтовой нарезкой внутри, надеваются на вертикальный деревянный винт. Резьба винта разделена на две половины: с левой и правой навивкой. Таким образом, при вращении винта держатели электродов могут двигаться навстречу друг другу. Фонарь прожекторного типа при помощи рефлектора из жести позволял создавать мощный направленный поток света, что увеличивало яркость лампы. На фотографии Поленов держит рукоятку винта в своей руке. Для другой руки был предназначен держатель с внутренней винтовкой нарезкой. Сам факт присутствия на снимке фонаря говорит о том, что его изобретатель не только весьма ценил свое детище, но и намеревался сохранить его для потомков.
По конструкция лампы видно, что в ней отсутствуют принципиальные отличия от других подобных устройств, поскольку в качестве источника света использовалась вольтова дуга - общеизвестный и единственный к началу 1870х годов источник мощного освещения и какой-то мере фонарь копирует прожекторы морских маяков. Только в собирателе света вместо линзы Поленов используется рефлектор. Фонарь стал промежуточным звеном в цепи многочисленных усовершенствований устройств с вольтовой дугой, и хотя он не мог конкурировать со свечой Яблочкова, предложенной им несколько позже в 1876 году, поскольку в конструкции Яблочкова в процессе горения электродов исключалось ручное регулирование расстояния между ними, тем не менее, это ни сколько не преуменьшает гениальность изобретения Поленова. К тому же инженерное решение лампы Поленовым, учитывающее комбинацию устройства сближения электродов и отражающего зеркала, не лишено оригинальности, а для начала 1870х годов - практического интереса. Кроме того, электрический "волшебный фонарь" Поленова оказался первым подобным изобретением в России, возможно, и в мире, которое использовалось в промышленных целях. А уж то, что Поленова первым ввёл в обиход электрическое освещение на Урале и в Сибири, является его несомненной заслугой.
В журнале "Уральский следопыт" за 1964 год в № 9 написано: "Первая в мире поленовская электрическая лампочка изобретена в Нижней Салде в семидесятые годы XIX века. Источником энергии К.П. Поленов сделал гальваническую батарею. Секрет устройства его электрической лампы до сих пор не раскрыт". Но также известно, что К.П. Поленов привозил свою электрическую лампу для демонстрации в столицу, так что есть вероятность находки оригинальной документации и чертежей поленовского "волшебного фонаря" в архивах Санкт-Петербурга.
По материалам исторического очерка из журнала "Уральский следопыт" №6 за 2006 год
"Сенсация от Поленова, или первый электрик Зауралья".
Автор Виктор Копылов доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РФ.
Сообщения с рекламой и прочий флуд не по теме попадают в спам.
Для исключения случайного попадания Вашего комментария в спам, рекомендуется подписываться человеческими именами с реальным адресом электронной почты.