На сайте nachodki.ru можно купить фонари

Из истории производства железнодорожных рельс в городе Нижняя Салда.

Салдинский металлургический завод за четверть тысачелетия выпустил, наврное, не одну тысячу наименований различных изделий. Одним из значимых продуктов, выпускавшихся на заводе в Нижней Салде во второй половине XIX - начале XX века были железнодорожные рельсы.

Обстоятельства, способствовавшие производству стальных железнодорожных рельс на Салдинском железоделательном заводе в Нижней Салде.

Первые заводские железные дороги на конной тяге существовали еще в начале 18 века. В середине 19 века бурными темпами пошло развитие нового вида транспорта. Началось строительство железных дорог по всей России. Потребовалось большое количество железных и стальных рельсов. Вначале они завозились из-за границы, что обходилось казне очень дорого. Это обстоятельство привело к развитию рельсопрокатного производства на Урале.

Производство рельсов на Урале вначале было осуществлено на демидовском Нижнесалдинском чугуноплавильном и железоделательном заводе. В 1851-1855 годах управителем завода Я.С. Колногоровым впервые на Урале освоено производство железнодорожных рельсов из пудлингового железа. Позднее, в начале 1870-х годов, Константин Павлович Поленов на Нижнесалдинском заводе впервые применил термообработку головки рельсов. По сути, обработка, предложенная К. П. Поленовым, используется и в настоящее время. "При регламентированном быстром охлаждении рельсов (закалке) формирование структуры в головке рельсов происходит в результате перлитного превращения и полностью исключается протекание мартенситного или бейнитного превращений даже в головке рельса." (столь мудреная для простого читателя формулировка взята из научной литературы - прим. Админа сайта).

В 1859 году в Нижней Салде было произведено 4 756 000 пудов рельсов, что составляло более 43% всей продукции Демидовских заводов.

В 1880-х годах на заводе организовано массовое производство стальных рельсов. Прокат железных (пудлинговых) рельсов прекращен.

В 1901 году на Салдинском заводе был пущен в действие новый прокатный цех, строительство которого началось в 1896 году. В новом цехе было установлено самое современное оборудование - прокатно-реверсивная машина мощностью в 6000 лошадиных сил. Стальные рельсы прокатывались за 7 проходов, против 9 - 10 проходов на остальных уральских заводах.

Клейма на рельсах демидовских заводов.

Железнодорожные рельсы Салдинского металлургического заводаПроизводство рельс, большой процент которых производилось на Нижнесалдинском заводе, приносило Демидовым хорошую прибыль. Цена на них к концу XIX века была запредельной. Но и производство самих рельс оставалось дорогим удовольствием, поэтому клеймение рельсов являлось своеобразным знаком качества и рекламой одновременно. При рекламировании своей продукции Павел Демидов ухитрился вставить в клеймо даже цену, например: "ДЕМИДОВА Н.Т.З. МЦА СТАЛ ЦЕНА 15000 рублей". Чтобы вызвать благосклонность железнодорожного начальства при заказе на рельсы поступавшем с казённых железных дорог, то перед клеймом производителя ставилась аббревиатура отделения магистрали. В итоге для строительстве Транссиба большая часть рельс, в том числе и салдинские рельсы, были произведены на уральских демидовских заводах.

После пуска в 1875 году в Нижней Салде крупного бессемеровского цеха К.П. Поленов модернизировал технологию производства стали, что привело к созданию "русского способа бессемерования". Переход на бессемеровский металл при производстве рельсов на Нижнесалдинском заводе был осуществлен в 1880-е годы, о чем свидетельствуют клейма, имеющиеся на сохранившихся старых рельсах, использовавшихся до недавного времени в качестве пасынков для деревянных столбов линий электропередач в Нижней Салде. Много таких пасынков было на воздушной линий связи МПС вдоль железной дороги Нижний Тагил - Нижняя Салда, Нижняя Салда - Алапаевск. В 2000-х годах эта линия была полностью демонтирована (ушла в кабель), а исторические рельсы сданы в металлолом.

Примеры надписей на клеймах демидовских рельов: ДЕМИДОВА НТЗ VII 1882 БЕССЕМ и ДЕМИДОВА НТЗ VIII 1883 СТАЛ. Расшифровка надписи: Демидовские Нижнетагильские заводы, месяц и год выпуска, а согласно надписям "бессем" на рельсе 1882 года и "стал" на рельсе 1883 года, можно считать, что рельс 1883 года произведен из бессемеровской стали. (На фото железнодорожные рельсы 1902 и 1903 годов выпуска).

Химический состав стальных рельсов произведенных на Нижнесалдинском заводе во второй половине XIX в.

В металлургической плавке по правилам конца XIX - начала XX в. содержание углерода в рельсовом металле должно быть не менее 0,4 %, а фосфора не более 0,1 %. Химический анализ мартеновского металла образцов Нижнесалдинских рельсов выпуска 1878 и 1883 годов свидетельствует, что они удовлетворяют этим условиям. В образцах содержится незначительное количество примесей и, что особенно важно, фосфора и серы. Содерание меди от 0,18 до 0,27 %, типично для металла, выплавленного с использованием природнолегированных медью уральских руд. В некоторых образцах содержится несколько повышенное количество хрома более 0,1 % и марганца до 1 % и кремния до 0,5 %, что может быть связано с добавкой металлолома и ферромарганца при перегреве чугуна перед его продувкой. Известно, что при перегреве чугуна в отражательной печи добавляли до 25 % железных обрезков в зависимости от качества чугуна.

Салдинские стальные железнодорожные рельсы, производимые 100 лет назад, в самом начале ХХ века, очень близки по своему химическому составу современным рельсам.

Рельсы Нижнесалдинского завода были признаны лучшими в России. Первая железная дорога Москва-Санкт-Петербург-Варшава построена из нижнесалдинских рельсов. В 1903 году при постройке трамвайного пути в Санкт-Петербурге применялись также нижнесалдинские рельсы.

Массовое производство стальных рельсов из бессемеровского металла на Нижнесалдинском заводе продолжалось до начала XX в.

В заключение отметим, что демидовские рельсы после их двадцатилетней работы продавались на лом для последующей переделки в листовое железо и были на 20 % дороже, чем новые английские рельсы, а транссибирские рельсы позже были сняты с магистральных участков как старогодные и уложены на рокадных и узкоколейных линиях. Известно, что в середине XX века их укладывали при строительстве железной дороги от Салехарда до Уренгоя.

Опыт уральских металлургов Константина Павловича Поленова и Владимира Ефимовича Грум-Гржимайло, много лет проработавших на заводе в Нижней Салде, до сих пор служит надежной основой для создания современной качественной стали.

Использовались материалы:
- "Вестник Уральского отделения РАН" 2009 год № 4 (30)
- Газета "ГУДОК" 06 июля 2012 года Николай Морохин, Леонид Акопов

Еще статьи по теме:

Рельсопрокатное производство.

О демидовских рельсах Салдинского завода.

История фотографии первого железнодорожного вокзала станции Нижняя Салда.

Железнодорожная станция Нижняя Салда.

Вокзал - район города Нижняя Салда.

Заводская железная дорога, или с чего начиналось железнодорожное движение в Нижней Салде.

История Салдинской железнодорожной ветви.

Условия сооружения и эксплуатации Алапаевской железнодорожной ветви.

 

Добавить комментарий

Комментарии проверяются в течении суток!
Сообщения с рекламой и прочий флуд не по теме попадают в спам.
Для исключения случайного попадания Вашего комментария в спам, рекомендуется подписываться человеческими именами с реальным адресом электронной почты.


Защитный код
Обновить

Подписка на новости сайта

Введите Ваш email:

Система Orphus

Яндекс.Метрика

 

Салдинский сайт.