Видеорегистраторы из Китая можно купить здесь

Народный театр в Нижней Салде - от начала и до наших дней.

Старейший на Урале народный театр в Нижней Салде созданный в конце 70-х годов XIX столетия, ежегодно радует салдинцев своими постановками. Первая труппа Нижнесалдинского театра состояла из заводской администрации салдинского завода и прислуги дома Поленова. Сейчас, как и прежде, народный театр собирает на свои постановки сотни зрителей. А начиналось всё на чердаке...

Приведенный ниже материал подготовила Ольга Приймакова по материалам Марины Упоровой, полностью напечатан в газете "Новатор" №29 от 17 июля 2015 года. Фотографии из газеты.

Занавес открывается.

Нижнесалдинский народный театр.Мария Якимовна Алексеева - именно это имя должно быть в начале истории и зарождения театральных постановок в Нижней Салде. Мария Якимовна прекрасно знала русскую литературу, зарубежную читала в подлинниках, чудесно пела и играла на рояле. Она проводила музыкальные вечера, на которые собирались представители заводской аристократии. Марии Якимовне хотелось, чтобы эти вечера переросли в нечто большее, и традиция послужила началом зарождения аристократического кружка по интересам.

Летом 1877 года она познакомилась с Дмитрием Маминым - студентом, только что приехавшим из Петербурга. По просьбе Марии Якимовны в 1878 году Дмитрий Наркисович стал режиссёром одной из первых театральных постановок аристократического кружка.

Мария Якимовна, замужняя женщина и мать троих детей, полюбила Дмитрия Мамина, и он влюбился в неё. Они решились на незаконный союз и, подвергшись жесточайшему осуждению общества, уехали с детьми сначала в Нижний Тагил, а через непродолжительное время - в Екатеринбург. Основательница кружка покинула свой, как сказали бы сейчас, проект, но дело, начатое Марией Якимовной, подхватила семья управителя завода. Руководить постановками аристократического театрального кружка стала жена управителя Мария Александровна Поленова.

Как-то на день рождения Константина Павловича дочь приготовила для него сюрприз - театрализованное представление, в программу которого входили музыка, пение, живые картинки и небольшой водевиль Н. Кони "Жених по доверенности". Для этого переоборудовали помещение на чердаке дома управителя под зрительный зал, сцену, подмостки и занавес. В партере стояли стулья. Под высокой крышей, освещаемой боковыми окнами, прекрасно размещались и актёры, и зрители. Теперь на чердаке деревянного дома летом проходили постановки, а зимой актёры учили роли и репетировали.

После смерти Марии Поленовой, в конце 19 века, руководителем театральных постановок становится Ольга Константиновна Нешкодны. Официально она считалась экономкой при доме Поленова, но фактически являлась гражданской женой Константина Павловича. После отставки Поленова Ольга Константиновна уехала с ним в Екатеринбург.

Рабочий кружок.

Нижнесалдинский театральный рабочий кружокРабочие люди знали о театральных постановках, но доступа к участию в них не имели. Но им так хотелось приобщиться к прекрасному, что они ре-шили создать свой театральный коллектив.

Старейшие участницы заводского, то есть рабочего театра - Капитолина Павловна Исунина и Анна Васильевна Шишарина-Углова вспоминают, что помещения у кружка не было. Спектакли ставили на квартирах, но даже самая просторная горница не могла вместить зрителей. Много хлопот было перед каждым спектаклем: накануне обходили дома рабочих семей, собирали мебель, одежду, посуду. Театр любили, поэтому люди охотно предлагали всё нужное.

Появился у рабочего театра и ещё один помощник - аристократический кружок. На афише 1903 года читаем: "Ноября 2 дня 1903 года любителями дан будет спектакль в пользу нового театра". Новый театр с благодарностью принял поддержку и очень активно стал развиваться.

В 1910 году оба коллектива одновременно поставили "На дне" Горького. Постановка рабочих прошла с большим успехом и решила судьбу кружка: актёрам разрешили играть на чердаке заводоуправления, а впоследствии дали более просторное помещение на территории завода - бывшую заводскую конюшню, где рабочие устроили клуб.
В 1915 году часть кружковцев выбыла в связи с мобилизацией в армию - шла империалистическая война, но рабочий кружок всё равно работал.

Революционное объединение.

В составе рабочего театра с 1913 года в постановках участвовал Сафрон Алексеевич Головченко. Вот что вспоминает об этом человеке Анна Васильевна Шишарина-Углова: "Поступил он на наш завод котельщиком и сразу включился в драматический кружок. Выступал, правда, только в эпизодических ролях. И часто бывало так: идёт пьеса, а Головченко с небольшой группой зрителей запрутся в маленькой комнатушке, о чём-то совещаются. А потом на заводе листовки появляются против царя и войны. Но вот грянул 1917 год. На общезаводском митинге предоставляют слово от большевиков какому-то Волкову Ивану Ивановичу. До сих пор на заводе мы о таком не слышали. Глядим, а вместо незнакомого Волкова выступает наш Головченко. Он, оказывается, большевиком был, под чужой фамилией жил, а наш кружок использовал как одну из подпольных явок".

Революция и смена власти нанесла сокрушительные удары по аристократическому театральному коллективу: гонения и репрессии обрушились на его участников. Кружок перестал существовать. Уцелевшие аристократы влились в театр рабочих завода.

Вход - яйцо да краюха хлеба.

20-е годы 20 века - страшные времена. Население заводского посёлка не проявляло особой активности в общественной жизни, а просто боролось за физическое выживание. Народ был измучен войнами, голодом, нуждой.
Конечно, и театральные постановки мало кого тогда интересовали. Но театральный кружок всё же работал. В 1923 году при нём организовали агитбригаду под названием "Синяя блуза". Кружковцы стали ездить вместе с агитаторами ревкома по районам.

Привычная надпись на афишах: "Цены местам обыкновенные" уже не играла никакой роли. На спектакль собирали необычные пропуска: яйцо, краюху хлеба, горсть муки или связку лука. Начинался спектакль, а агитаторы ревкома увозили мешки с продуктами, чтобы сдать их частям Красной Армии.

В 20-х годах были поставлены спектакли "Хлеба и зрелищ"; "На дне", "Мещане", "Дети солнца" Горького; "Чужие" Потапенко; "Савка" Андреева. Заведующим клубом в тот непростой период был Пётр Степанович Тютин, он же был режиссёром и художником.

После 1929 года театр лишился своего одноэтажного кирпичного здания - клуб перевели в деревянное здание конторы лесничества, стоящее в начале Салдинской улицы (ныне это улица Энгельса). В ветхом домишке зимой было холодно, и часто клуб был закрыт.

В начале 30-х годов постепенно стал складываться культ Сталина, а культура и образование всё более подчинялись партийному диктату.

Продолжение: Часть 2. История Нижнесалдинского театра.

 

Добавить комментарий

Комментарии публикуются после проверки модератором сайта!
Минимальная длина сообщения 10 символов.


Защитный код
Обновить

Подписка на новости сайта

Введите Ваш email:

Система Orphus

Яндекс.Метрика

 

Салдинский сайт.