Роман О чем молчит каменный пояс

Шаблоны Joomla 3 тут

Образование.

В 1918 году директором двухклассного училища был А. И. Щапов. Он и большинство учителей в 1919 году ушли из Нижней Салды с белыми. Школы остались без учителей. Заведующим Высшего начального училища стал Николай Петрович Маркс, который и сформировал новый коллектив. Кроме обязанностей директора школы он выполнял обязанности школьного инспектора. Во главе двухклассного училища поставили Харитину Григорьевну Суетину, которая впоследствии вспоминала: "Работать было трудно, большинство из нас были молодые, неопытные учителя, окончившие среднюю школу. Учителей было мало, поэтому приходилось совмещать дисциплины. Учебных пособий и учебников не было. В школу приходили голодные ученики и учителя. Определенной зарплаты учителям не выдавали. Бывало так, что за несколько месяцев получали только по 2-3 фунта овсянки. Несмотря на такие условия, школу не бросали, у всех было желание работать".

В 1920 году оба училища — двухклассное и ВНУ — стали называться школами второй ступени (то есть средней школой) с 9-годичным сроком обучения. Начальные школы назывались школами первой ступени. Прекратила свое существование церковно-приходская школа. В 1921 году в Нижней Салде была создана школа ФЗУ, но в дальнейшем, в связи с закрытием завода на консервацию, школу перевели в Верхнюю Салду.

С 1922 года в школах вводится Дальтонплан, появляются новые программы ГУСа. Школа переживала период ломки старого и поисков нового.

В 1923 году состоялся первый выпуск 10-го класса (бывшее высшее начальное училище). Всего учащихся в этом году по району было 820, их обучал 31 преподаватель.

В феврале 1924 года Наркомпрос производил проверку 7 волостей в различных губерниях. В Уральской области для проверки была избрана Нижнесалдинская волость как наиболее типичная. "В ней ярко представлены два основных момента — индустриальный и сельскохозяйственный, и еще один важный момент — в волости были почти все виды просветительных учреждений".

Комиссия отметила, что в волости "слабая педагогическая и политическая подготовка работников просвещения, их иногда безразличное отношение к переживаемым событиям, мещанский уклад жизни. Есть попытки вести работу по календарному плану, но он не выполняется, представляя собой пересказ программы. Больше жизни в школе второй ступени, которая может давать и эффекты высокореволюционного творчества (инсценировки "под алым стягом", уголок Ленина, работы по географии, кружки, самоуправление)".

В школы района было принято 15 молодых учителей (вчерашние выпускники школ), которые прошли месячные курсы в Нижнем Тагиле.

В Нижнесалдинской волости функционировало 11 школ первой ступени, в них 28 преподавателей и 960 учащихся, школа второй ступени и ФЗУ с 234 учащимися, два детдома с 74 питомцами. В сравнении с 1914 годом (принимая за 100%) школ было 91,6%, педагогов — 93,3%, учащихся — 82,8%.

На народное образование по волости за 5 месяцев 1924 года было израсходовано 8688 рублей. Добровольные сборы граждан на нужды просвещения дали 517 пудов хлеба и 100 пудов картофеля.

Ставка работника просвещения в 1923 году была от 15 до 20 рублей. Прожиточный минимум учителя-одиночки равнялся тогда 30 рублям, семейного — 45 рублям, таким образом, учитель в первом случае недоедал на 23%, а во втором — на 50 %.

Среди 48 человек учительского персонала 18 были с низшим и незаконченным средним образованием, 23 имели среднее и только 7 человек — специальное педагогическое образование.

Эта проверка очень многое показала и многое дала салдинским педагогам, особенно молодому поколению: Анастасии Михайловне Чистяковой, Вере Иосифовне Смирновой, Марии Алексеевне Зинкиной и др.

С 1926 года организуется опорная школа (бывшее высшее начальное училище), которая проводила большую методическую работу с учителями, на ее опыте учились другие школы. Огромная работа, проводимая Иваном Андриановичем Редкиным и Елизаветой Георгиевной Редкиной, заслужила добрую память как среди учеников, так и среди учителей. Иван Андрианович, математик по образованию, увлек ребят краеведением. Ребята не только ходили в походы, но и провели настоящую научную работу, на основе которой была написана и издана книга "Деревня Нелоба".

С началом работы завода после консервации вновь встал вопрос о профессиональном обучении будущих рабочих, и в 1927 году вновь создается школа ФЗУ. Директором был назначен Г. И. Фролов. Контингент учащихся был не менее 250 человек, школа готовила будущих рабочих: горновых, газовщиков, сталеплавильщиков, машинистов кранов, вальцовщиков и т.д.

В 1928 году опорной школой стала начальная (бывшее двух-классное училище), а с 1930 года она стала образцовой. В ней работали учителя Н. П. Милютина, А. А. Куцебина, В. И. Смирнова, М. А. Шурова, А. М. Чистякова. Ежегодно в образцовой школе проводились семинары, давались открытые уроки. В печати появились опыты работы учителей В. И. Смирновой, А. А. Куцебиной.

Новые программы требовали введения политехнического обучения и знакомства на практике с основами промышленного и сельского труда. В школах вводятся уроки труда, создаются мастерские, рабочие комнаты. Устанавливается тесная связь с цехами завода — все школы прикреплены для взаимного шефства к цехам. Учащиеся не только проводят экскурсии на завод, но и детально его изучают. Они частые гости в цехах: оформляют стенгазеты, наглядную агитацию, выступают с концертами.

В этих поисках новых методов обучения дело доходило порой до прожектерства. Все школы работали по комплексной программе, разрабатывая огромные, путаные планы по трем разделам: природа, труд, общество. Отдельные предметы не изучались, все знания из области наук следовало давать детям через беседы, экскурсии, чтение по определенным темам. Например, в первом классе весь год изучалась тема "Школа и семья", во втором — "Наш город", в третьем — "Наш район, область", в четвертом — "Наша страна". Расписания не было. Учащиеся разбивались на бригады, и после изучения материала кто-то один за всех сдавал зачет. Эта комплексная система была хороша тем, что развивала учащихся, но прочных знаний не давала. Опытные учителя обычно "выходили" из таких комплексов, отводя специальные часы на тренировку по арифметике, письму.

В период создания рабочего колхоза в школах был разработан и введен проект "Поможем нашему колхозу в весеннем севе", по которому полагалось знания получать непосредственно в поле (ученики проращивали семена, работали в поле, вели учет).

В 1931 году был положен конец всем путаным приемам, а с января 1932 года была введена предметная система. Пионерская работа стала неотъемлемой частью воспитательной работы школ. Для усиления и координации этой работы в 1933 году была создана детская техническая станция (ДТС). Директор — Ольга Васильевна Богатова. Здесь работали кружки музыкальный, металловедения, драматический, детская библиотека. С 1936 года добавились авиакружок, радиокружок, фотокружок, столярный, рукодельный, юннатов. Первые фруктовые деревья и кустарники в Нижней, Салде были посажены юннатами детской технической станции.

Для подготовки учительских кадров в 1927 году школа второй ступени стала школой с профессиональным уклоном, в Салде ее называли: "Девятилетка с педуклоном". Вопрос с педагогическими кадрами действительно стоял остро, и в 1930 году был открыт педагогический техникум. Уральский отдел народного образования направил в среднее специальное заведение кадры педагогов. Его первым директором стал А. Н. Сафонов. В педагогическом училище обучались ребята не только из Салды, но и из других районов. Просуществовало это учебное заведение до 1935 года, а затем было переведено в Нижний Тагил.

В 1934 году был организован Нижнесалдинский рабочий факультет Уральского металлургического института "Востокостали". Директор - Хорошавцев.

В 30-е годы во всю ширь развернулась работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Были организованы школы ликбеза по месту работы, по месту жительства. На каждой улице в 2 - 3 домах было организовано индивидуальное обучение. Для обучения взрослого населения привлекались опытные учителя, под руководством которых работали культармейцы (общественники, ученики старших классов). Платных учителей было 50 человек, а общественников и культармейцев — 670 человек.

В 30-е годы в районе было построено и открыто в уже существующих зданиях 12 школ. В домах раскулаченных разместились не только школы, но и детские сады. В 1937 году для школы ФЗУ было построено прекрасное здание, и в дальнейшем ФЗУ была переименована в ремесленное училище №11.

Во второй половине 30-х годов идет дальнейшая реорганизация школы: устанавливается урок — 45 минут, вводится единая форма одежды, повышается заработная плата учителям. К 1940 году в районе насчитывалось 38 школ, в том числе 5 средних и 3 семилетних, с количеством учащихся 8200 человек. Материальная и учебная база была вполне удовлетворительной, можно сказать, что образование встало на крепкие ноги. Ежегодно до 50 человек десятиклассников выпускала средняя школа. Выпускники успешно поступали в высшие учебные заведения. К концу 30-х годов для района была подготовлена своя собственная интеллигенция.

Источник:

Книга "Нижняя Салда"  Автор-составитель И.Н.Танкиевская

© Издательство Уральского университета, 2000г.

 

Добавить комментарий

Комментарии публикуются после проверки модератором сайта!
Реклама и прочий флуд не по теме не публикуется.


Защитный код
Обновить

Подписка на новости сайта

Введите Ваш email:

Система Orphus

Яндекс.Метрика

 

Салдинский сайт.