Видеорегистраторы из Китая можно купить здесь

Молодежь Нижней Салды.

В конце XIX столетия и до революции молодежь (как парни, так и девушки) в Нижней Салде делилась (условно) на три группы и у каждой были свои прозвища со стороны двух других.

Первую называли интеллигенцией или "интеллюлю". Это была молодежь, чьи родители были зажиточными, занимали более высокие посты на заводской работе, а также дети учителей, торговцев, служащих. Эти семьи могли "прилично" одевать своих детей, предоставлять им за плату возможность учиться. Они умели танцевать вальс, и именно они оставались на танцевальных вечерах, устраиваемых после театральных постановок в клубе. Манера общения у них была спокойная и "приличная".

Молодежь второй группы называли "козлами". У большинства из них родители работали на заводе и могли позволить себе сшить детям выходную одежду, поэтому они были более опрятные. Редко кто из этой группы ходил в клуб, так как не умели танцевать танцы, которым надо было учиться за деньги. Свое развлечение они находили в прогулках по плотине или устраивали свои танцевальные вечера, которые проводили так. Ребята "в складчину" откупали на ночь какой-нибудь дом (примерно за два рубля). Приглашали на этот вечер определенное количество девушек и гармониста. Танцевали почти до утра и в основном кадриль. Были и другие танцы: "подыспань", "коробушка", "краковяк". На вечерах устраивали лотереи, угощения. По окончании танцев девушек провожали.

Третью группу молодежи называли "краянами". У "краян" даже не было средств, чтобы откупить дом, да их и не пускали, так как в этой группе молодежи происходили частые драки. Летом девушки обычно садились около дома на лавочку грызть семечки. Приходили ребита с гармошкой, и вся группа напевала песни, называемые "сударушками". Ребята любили ходить по улице и распевать "сударушки", а умеющие плясать "русского" отхватывали вприсядку. Ссоры, а то и показная удаль сопровождались драками, в которых применялись камни, палки и даже топоры. Часто шли "стенка на стенку", то есть жители одной улицы на жителей другой.

Зимой парни приходили в дом, где собирались с прядением и вязанием девушки, но в небольшом доме не было места для танцев. Ребятам приходилось просто сидеть на полу, курить махорку, рассказывать сказки и побасенки. Однако всех желающих впустить было невозможно, и некоторые ребята приходили "зорить" ("зырить") вечер. Опять дело доходило до драки и хулиганских действий, могли и окна выбить.

Знакомство и сближение молодежи происходило на вечерках. Парень, ухаживающий за девушкой, провожал ее до дома, но молодые люди не ходили друг к другу домой. На добрачные связи мужской молодежи смотрели сквозь пальцы, но не допускали сближения с девушками: "Девку не трогай, тебе что, вдов мало?"

В семьях рабочих молодого парня пытались быстрее женить, не давали ему долго "холостяжить", к тому же в доме всегда нужна была лишняя работница. Вот почему нередки были браки, где муж был моложе своей жены.

Парень сообщал о понравившейся ему девушке родителям, и те, если находили брак подходящим, засылали сватов. Если родителям брак был не желателен, то редко кто решался идти наперекор им, но уже к началу XX столетия право окончательного решения чаще всего было за молодыми. Свадьбы устраивали в осенне-зимний период.

У каждого возраста были свои забавы. Детские игры в основном были массовые, артельные, подвижные. Летом на зеленых широких улицах играли в лапту, чехарду, городки, муху, панки, чижа. Зимой устраивали горки. Многие переулки с крутым спуском к реке или пруду поливали водой и на таких горках катались даже на конных санях, в которые садилось человек по 10-15.

Источник:

Книга "Нижняя Салда"  Автор-составитель И.Н.Танкиевская

© Издательство Уральского университета, 2000г.

 

Добавить комментарий

Комментарии публикуются после проверки модератором сайта!
Минимальная длина сообщения 10 символов.


Защитный код
Обновить

Подписка на новости сайта

Введите Ваш email:

Система Orphus

Яндекс.Метрика

 

Салдинский сайт.